Юный Кир Стармер и трое его братьев и сестер выросли в тесной, ветхой квартирке в Херст-Грин, ничем не примечательной деревне на окраине очень маленького города в Суррее. Он делил двухъярусную кровать со своим младшим братом в комнате, где помещались еще сушильный шкаф и пара небольших столов, за которыми они делали домашнюю работу. Ни его отец, слесарь-инструментальщик, ни его мать, медсестра, не получили высшего образования.
Самым значимым фактором в детстве Стармера была болезнь его матери. У нее еще в детстве диагностировали болезнь Стилла, тяжелое заболевание, при котором иммунная система атакует сама себя. Мисс Стармер страдала от своего рода тяжелого ревматоидного артрита, который обычно наблюдается только у очень старых людей. Ей пришлось дважды заменить суставы бедра и колена. Позже ампутировали ногу. Ее жизнь, полная постоянной боли, и безропотный и оптимистичный настрой, с которым она это все переносила, оказали огромное влияние на формирование характера ее старшего сына.
Его сестра Кэти сообщает, что Киру приходилось взваливать на себя много обязанностей с раннего возраста, когда их мама болела, а папа был с ней в больнице или на работе. «Ему приходилось быть взрослым всю свою жизнь. Я всегда была довольно открыта в своих чувствах — Кир хорош во многих вещах, но не в этом». Давний друг замечает, что Стармер «всегда был очень замкнутым человеком».
В школе он был смущен тем, что родители назвали его в честь первого лидера лейбористов, а он хотел быть просто Дэйвом или Питом. Он до сих пор чувствителен к своему второму имени, Родни, возможно, потому что он разделял его и со своим отцом, и с членом семьи Троттер, которого часто называли «тупицей» в популярной комедии 1980-х годов «Дуракам везет».
Родни Стармер был сложным отцом. Когда Кир произнес надгробную речь и назвал своего отца «трудным парнем», прихожане кивнули и понимающе рассмеялись. Родни носил одну и ту же одежду во все времена года: застегнутую рубашку, иногда обрезанную на рукавах, мешковатые шорты, носки и сандалии. Все это увенчивалось огромной всклокоченной бородой без усов. На фотографиях, как отмечает автор биографии политика, «он выглядит как нечто среднее между викторианским патриархом и американским поселенцем, внезапно появившимся после нескольких лет одинокой жизни в лесу». Он был предан своей жене, любил классическую музыку, прочитывал от корки до корки газету Guardian каждый день и ненавидел Маргарет Тэтчер. У него также был вспыльчивый характер и нестандартное поведение, которое, по словам его сына, «отталкивало людей». Его работа не принесла семье процветания, денег часто не хватало. Счета за дом не всегда оплачивались, телефон был отключен, а семейный дом ветшал на глазах. Кэти помнит, как ее брат пинал футбольный мяч по заднему окну. «Мы никогда не вставляли разбитое стекло, потому что это стоило денег. Папа просто заколотил его досками».
Если Стармер-старший присутствовал на семейном обеде, то он ел молча, читая газету. Детям не разрешалось слушать поп-музыку, когда он был дома. Долгое время Родни не разрешал семье иметь телевизор. Когда он смягчился, доступ к маленькому черно-белому телевизору был строго ограничен, и детям не разрешалось смотреть развлекательные шоу, которые смотрели их сверстники. Одной из причин, по которой юный Кир играл в футбол на каждой перемене и в обеденное время, было желание избежать разговоров своих одноклассников о телепрограммах, которые ему не разрешали смотреть дома. В отношениях между отцом и сыном была отчужденность, которая не была преодолена, даже когда Родни умирал.
Трудное детство, включающее смерть, болезнь или отсутствие одного или обоих родителей, часто можно обнаружить у супер-целеустремленных лидеров. У этого явления есть название: комплекс Фаэтона. Частым результатом его бывает приверженность к жесткой конкуренции. Его братья и сестры называли молодого Кира «супербой», потому что «он всегда хотел быть лучшим во всем и побеждать». В возрасте 61 года он все еще организует футбольные матчи по выходным на поле около своего дома. Коллеги-игроки сходятся во мнении, что он абсолютно ненавидит проигрывать. «Кир справедлив, — сообщает один из них. - Но, Боже мой, он такой жесткий».
В 1982 году Стармер поступил в Университет Лидса. Кир выбрал юридический факультет по настоянию родителей. Но никто из них до этого с юристами не сталкивался и не представлял, что это за профессия. Друзья по студенческим годам вспоминали первое впечатление от Стармера: длинноволосый юноша с альбомом рок-группы Status Quo под мышкой. Город и люди быстро начали оказывать на него влияние. «Я абсолютно влюбился в Лидс, и я влюблен в него с тех пор. Он абсолютно сформировал меня и изменил мою жизнь», - признавался Кир.
Оказавшись в окружении однокурсников, которые уже уверенно говорили о том, в какие адвокатские конторы они хотели бы вступить, он победил свое первоначальное ощущение неполноценности упорным трудом. В грязных студенческих берлогах, которые он делил с друзьями, он брал на себя организацию всего и патрулировал дом ночью, пытаясь сократить потребление электроэнергии. Даже если накануне вечером была бурная вечеринка, вспоминает один из соседей по квартире: «Кир всегда вставал в шесть утра следующего дня, чтобы продолжить учебу».
На последнем курсе он стал одним из лауреатов премии Хьюза, присуждаемой студенту-юристу с лучшей диссертацией на последнем курсе. «По мере того как я все больше и больше интересовался учебой, оценки начали улучшаться. Я приехал, толком не зная, кто такой юрист, а в итоге получил диплом с отличием», - рассказывает Стармер.
Будучи молодым юристом, он был так занят работой, что однажды не заметил, как грабитель украл телевизор. Кир стал адвокатом и работал на общественных началах, представляя интересы заключенных, приговоренных к смертной казни в странах бывшего Содружества (добровольное объединение суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты). За эти процессы он прославился в юридической профессии. Самый крупный из них привел к отмене обвинительных приговоров в отношении 417 человек в Уганде в 2005 году.
Потом его юридическая практика сочеталась с политической карьерой. Как он заметил: «Если что-то действительно должно измениться, то единственное место, достаточно большое для этих изменений, — это политика». Членом лейбористкой партии он был со школьных лет, но в элите этой партии стал чуть ли не единственным человеком, который произошел из низов общества. В 2014-м за заслуги в качестве королевского адвоката ему присвоили рыцарское звание и он стал сэром. Но большинство англичан уверены, что он аристократического происхождения - сэр от рождения. Его манеры безупречны, речь правильна, увлечения не только спорт, но и классическая музыка (он играет на нескольких музыкальных инструментах - от скрипки до флейты). В шуточных опросах перед выборами "Какой напиток Стармер выпьет за победу?" лидировал джин с тоником. Но Кир не против обычной пинты эля. А более всего, став премьером, он боялся, как это отразится на его детях, ведь он будет уделять им меньше времени.
Несмотря на отсутствие консенсуса по поводу характера и даже существования идеологии Стармера, она приобрела неологизм, стармеризм, а его сторонников стали называть стармеритами. В апреле 2023 года Стармер дал интервью журналу Economist об определении стармеризма. В нем были определены два основных направления эго-политики. Первое направление было сосредоточено на критике британского государства за его излишнюю неэффективность и чрезмерную централизацию. Второе направление заключалось в приверженности экономической политике, основанной на расширении экономической производительности за счет увеличения участия государства на рынке труда, сокращения неравенства, расширения профобучения, смягчения последствий Брексита и упрощения процесса планирования стороительства.
В июне 2023 года Стармер дал интервью Time, где его попросили дать определение стармеризму, он заявил: «Признание того, что наша экономика нуждается в исправлении. Признание того, что решение проблемы изменения климата — это не просто обязанность, - это самая большая возможность, которая есть у нашей страны в будущем. Признание того, что государственные услуги необходимо реформировать, что каждый ребенок и каждое поселение должны иметь наилучшие возможности и что нам нужна безопасная среда, безопасные улицы и т.п.».
Начал он свое премьерство с подсчета дыр в бюджете и сокращения ассигнований буквально на все вплоть до отопления зимой для пенсионеров. А вскоре общество потряс скандал о том, что жена премьера принимает в подарки дорогущие платья. А еще они завели в резиденции премьера на Даунинг-стрит котенка русской породы. Но даже он не смог смягчить отношения Стармера к России.
И, несмотря на прохудившийся бюджет, премьер-министр во вторник пообещал увеличить расходы Великобритании на оборону до 2,5% от ВВП к 2027 году, заявив, что Европа вступила в новую эпоху незащищенности, которая требует «ответа поколений». Заявление было сделано за два дня до того, как Стармер приехал в Белый дом, чтобы попытаться убедить президента США Дональда Трампа сохранить поддержку Америки Украине и альянсу НАТО.
Раньше Великобритания вносила 2,3% ВВП в НАТО, и нынешний подарок Трампу будет сделан за счет сокращения ассигнований на программы развития в Африке. Стармера сразу же стали критиковать, что такая мера только на руку Китаю и России, активно работающим в этом регионе.
«Мы должны поддержать Украину, потому что если мы не достигнем прочного мира, то экономическая нестабильность и угрозы нашей безопасности будут только расти, — заявил Стармер законодателям в Палате общин. - И поэтому, поскольку характер этого конфликта меняется, как это произошло в последние недели, это заставляет нас более четко сфокусироваться на нашей реакции, наступает новая эра, которую мы должны встретить, как мы это часто делали в прошлом, сообща и с силой».
Стармер сказал, что его заявление представляет собой «крупнейшее устойчивое увеличение расходов на оборону со времен окончания холодной войны» и является необходимым, поскольку «тираны, такие как Путин, реагируют только на силу». Премьер-министр предложил отправить британские войска на Украину в рамках сил по обеспечению прекращения огня в рамках плана, продвигаемого Великобританией и Францией, но заявил, что для обеспечения прочного мира понадобится американская «поддержка». Трамп не взял на себя обязательство предоставить гарантии безопасности для Украины, заявив в понедельник после встречи с президентом Франции Эммануэлем Макроном в Белом доме, что «Европа позаботится о том, чтобы ничего не произошло».
Стармер хочет хороших отношений и с Европой, и с Вашингтоном даже несмотря на то, что Трамп, выступающий за внешнеполитическую платформу «Америка прежде всего», унижает союзников, угрожает торговым партнерам пошлинами и называет Владимира Зеленского (а не Путина, о ужас) «диктатором».
«Мы должны отвергнуть любой ложный выбор между нашими союзниками, между одной стороной Атлантики и другой», — сказал Стармер. Он сказал, что скажет Трампу: «Я хочу, чтобы наши отношения становились все крепче».
И вот долгожданный день визита к Трампу настал в четверг на этой неделе. Кроме подарка в виде увеличения военных расходов Великобританией Стармер передал американскому президенту официальное приглашение от своего монарха. Разговор не был долгим: Трамп рассказал о беседе с Путиным и упомянул, что у того «нет проблем с миротворцами». Стармер обещал поддержать Украину войсками и самолетами. Но на прямой вопрос американского лидера, способна ли Великобритания в одиночку противостоять России, лишь улыбнулся. Когда пригласили журналистов, Трамп забыл, что называл в соцсети Зеленского диктатором, и заявил, что никогда такого не говорил. Правильно – не говорил, а написал. А то, что написано пером, как говорится, не вырубишь и топором. Но, возможно, из Стармера получился хороший топор, и Трамп поменял свою риторику.