Курдская сепаратистская группировка объявила о прекращении огня после 40-летней войны против Турции после того, как его заключенный в тюрьму лидер призвал ранее на этой неделе группировку разоружиться и распуститься, пишет The Observer.
“Мы объявляем о прекращении огня, которое вступает в силу с сегодняшнего дня. Ни одно из наших подразделений не предпримет вооруженных действий, если на него не нападут”, - говорится в заявлении исполнительного комитета Рабочей партии Курдистана (РПК).
Это заявление последовало за призывом находящегося в тюрьме члена-основателя РПК Абдуллы Оджалана, который ранее на этой неделе заявил о желании положить конец вооруженному мятежу, который длится уже более 40 лет на юго-востоке Турции, в Сирии, на севере Ирака и в соседнем Иране. 75-летний Оджалан находится в заключении на острове к югу от Стамбула с тех пор, как был схвачен турецкими силами безопасности в Кении в 1999 году.
“Я обращаюсь с призывом сложить оружие и беру на себя историческую ответственность за этот призыв, - сказал Оджалан в письме, зачитанном ликующей толпе союзников в Стамбуле. – Все группировки должны сложить оружие, а РПК должна распасться”.
Это заявление прогремело по всему Ближнему Востоку и может затронуть целый ряд группировок курдского ополчения, имеющих давние, но разнообразные связи с РПК. Группировка, которая классифицируется как террористическая в Турции, США и Великобритании, назвала заявление Оджалана частью “нового исторического процесса” на Ближнем Востоке.
Исполнительный комитет организации также призвал освободить Оджалана из его островной тюрьмы, чтобы он “лично руководил” встречей, которая побудила бы бойцов сложить оружие. “Для того, чтобы это произошло, необходимо создать соответствующую обстановку безопасности”, - говорится в заявлении.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган также назвал послание Оджалана началом нового этапа мирных усилий, хотя его правительство публично отвергло предположения о том, что за призывом Оджалана могут последовать мирные переговоры.
“Есть возможность сделать исторический шаг к разрушению стены террора, которая стояла между 1000-летним братством турецкого и курдского народов”, - сказал он.
Вместо этого администрация Эрдогана добилась одностороннего прекращения огня со стороны РПК после того, как его партнер по правой националистической коалиции Девлет Бахчели в октябре прошлого года предложил в турецком парламенте, чтобы Оджалану было предоставлено условно-досрочное освобождение, если группировка сложит оружие и расформируется.
Ранее заключенное соглашение о прекращении огня между РПК и Анкарой было нарушено в 2015 году, что привело к периоду жестоких нападений и репрессий на севере Ирака, в Турции и Сирии, которые унесли тысячи жизней. По оценкам Международной кризисной группы, с тех пор в столкновениях или терактах в Турции и Северном Ираке погибли 7152 человека, в том числе 646 гражданских лиц, 1494 сотрудника турецких сил безопасности и 4786 боевиков.
Исполнительный комитет РПК заявил, что согласен с содержанием обращения Оджалана, добавив, что “мы будем полностью соблюдать и реализовывать требования обращения со своей стороны”. Несмотря на это, группа поддержала заявления курдских политиков, участников кампаний и лидеров, добавив, что “для ее успеха также должны быть обеспечены демократическая политика и правовые основы”.
На фоне многомесячных челночных переговоров с участием турецкой прокурдской партии равенства и демократии народов (DEM), предшествовавших объявлению Оджалана, турецкие власти арестовали десятки ее членов.
В ходе серии рейдов на рассвете в 51 турецком городе в прошлом месяце турецкие военные задержали по меньшей мере 282 человека, включая членов DEM, журналистов и ученых. Министр внутренних дел Али Ерликая обвинил арестованных в том, что они “подозреваются в принадлежности к террористической организации”, позже упомянув РПК.
Несмотря на волну арестов, некоторые наблюдатели полагают, что Эрдоган и его союзники могут заручиться поддержкой группировки в проведении конституционных изменений, которые позволят ему остаться у власти.
“На следующей неделе состоится ряд встреч с участием государственных чиновников и политиков, и многие вещи станут более ясными и конкретными. Мы надеемся, что все будет улажено в ближайшие три месяца”, - сказал Сирри Сюрейя Ондер, член DEM, который посетил Оджалана в тюрьме и привез его письмо обратно в Стамбул.
Заявление Оджалана потенциально может повлиять на возглавляемые курдами силы на северо-востоке Сирии, которые ведут переговоры с Дамаском о своей будущей позиции, а также ведут борьбу с поддерживаемыми Турцией ополченцами в этом районе.
Сирийские демократические силы, коалиция ополченческих группировок, поддерживаемая США, которая уже десять лет борется с боевиками "Исламского государства" (ИГИЛ – запрещенная в России террористическая организация) в Сирии, находятся под растущим давлением со стороны Дамаска и Анкары, несмотря на их усилия сохранить контроль над территориями на северо-востоке Сирии, включая два крупных города.
Группа заявила, что турецкие войска нанесли авиаудары и бомбардировки в районе плотины Тишрин, которая часто становится очагом конфликта между SDF и поддерживаемыми Турцией формированиями после свержения бывшего президента Сирии Башара Асада в декабре прошлого года.
Генерал Мазлум Абди, главнокомандующий SDF, заявил ранее на этой неделе, что Оджалан написал ему и проинформировал о призыве к разоружению перед объявлением. Хотя он надеялся, что разоружение РПК предотвратит турецкие авиаудары по территории, контролируемой SDF, он сказал: “Чтобы было ясно, это касается только РПК и никак не связано с нами здесь, в Сирии”.
Зия Мерал, эксперт по турецким делам, сказал, что более широкий геополитический контекст для РПК сегодня отличается от первоначального мирного процесса в 2015 году, что создает для группировки больше стимулов для изучения возможности переговоров с Анкарой.
“С 2018 года по настоящее время турецкие операции по обеспечению безопасности действительно ограничивали оперативное пространство РПК, и это распространилось на Сирию и Ирак, - сказал Мерал, добавив, что в 2015 году РПК и связанная с ней группировка в Сирии "Сирийские демократические силы" почувствовали себя более уверенными, поскольку они были ключевым партнером США в борьбе с ИГИЛ. – Сегодня Башара Асада, бывшего союзника РПК, в Сирии больше нет, и растет давление на СДС с целью их роспуска, поэтому необходимо было изменить подход”.