Экс-лидер островной республики в Юго-Восточной Азии, которому в этом месяце исполнится 80 лет, обвиняется прокуратурой МУС в преступлениях против человечности в связи с его антинаркотическими репрессиями, в результате которых погибло около 30 000 человек. Большинство жертв были мужчинами из бедных городских районов, которые были застрелены на улицах, пишет The Guardian.
Администрация президента сообщила, что Дутерте был арестован во вторник утром в аэропорту Манилы после возвращения из Гонконга.
“Ранним утром Интерпол Манилы получил официальную копию ордера на арест от Международного уголовного суда, - говорится в заявлении президентского дворца. – На данный момент он находится под стражей у властей”.
Телекомпания GMA опубликовала видеозапись, на которой видно, как Дутерте задерживают на борту самолета. “Вам просто придется убить меня. Я не позволю вам встать на сторону белых иностранцев”, - сказал он.
Дутерте, который остается влиятельной фигурой в филиппинской политике, ранее отреагировал на недавние слухи о скором получении ордера на арест, заявив в воскресенье: “Если это действительно моя судьба в жизни, то все в порядке, я приму это. Мы ничего не можем поделать”.
Дутерте стал президентом в 2016 году после того, как пообещал беспощадные, кровавые репрессии, которые избавят страну от наркотиков, напоминает The Guardian. В ходе предвыборной кампании он как-то сказал, что в Манильском заливе будет так много трупов, что рыба растолстеет, питаясь ими. После вступления в должность он публично заявил, что убьет подозреваемых в торговле наркотиками, и призвал общественность убивать наркоманов.
По оценкам Международного уголовного суда, с момента его избрания в ходе операций по борьбе с наркотиками было убито от 12 000 до 30 000 гражданских лиц.
Несмотря на то, что его репрессии вызвали ужас во всем мире, он оставался очень популярным на родине на протяжении всего своего президентства. Его дочь Сара Дутерте является нынешним вице-президентом.
Полицейские отчеты часто пытались оправдать убийства, утверждая, что сотрудники полиции действовали в целях самообороны, несмотря на то, что очевидцы утверждали обратное. Правозащитные группы, документировавшие репрессии, утверждают, что полиция регулярно подбрасывала улики, включая оружие, использованные боеприпасы и наркотики. Независимый судебный патологоанатом, расследовавший убийства, также выявил серьезные нарушения в порядке проведения вскрытий, включая многочисленные свидетельства о смерти, в которых смерть была ошибочно отнесена к естественным причинам.
Дутерте, который в 2024 году предстал перед сенатским расследованием убийств во время войны за наркотики, заявил, что он “не приносит ни извинений, ни оправданий” своей политике, заявив: “Я сделал то, что должен был сделать, и, верите вы в это или нет, я сделал это для своей страны”. Во время того же слушания он сообщил сенаторам, что приказал полицейским поощрять преступников к сопротивлению при аресте, чтобы полиция могла затем оправдать их убийство, но также отрицал, что разрешал полиции убивать подозреваемых.
Дутерте также рассказал на слушаниях, что, будучи мэром Давао, до того как стать президентом, он содержал “эскадрон смерти” из преступников для уничтожения других преступников.
Бывший юрисконсульт Дутерте Сальвадор Панело заявил, что арест во вторник был незаконным, и заявил, что полиция помешала одному из его адвокатов встретить Дутерте в аэропорту.
Расследование МУС убийств, связанных с борьбой с наркотиками, охватывает предполагаемые преступления, совершенные с ноября 2011 года по июнь 2016 года, включая внесудебные казни в городе Давао, а также по всей стране во время его президентства вплоть до 16 марта 2019 года, когда Филиппины вышли из состава суда.
Правозащитные организации приветствовали его арест как большой прорыв для семей, чьи близкие были убиты. Они назвали это “важнейшим шагом к привлечению к ответственности на Филиппинах”, который “может приблизить жертв и их семьи к правосудию”, и призвали правительство президента Фердинанда Маркоса как можно скорее передать арестованного экс-лидера страны в руки МУС.
Фердинанд Маркос, который вступил в должность в 2022 году после совместной кампании с дочерью Дутерте Сарой, первоначально заявил, что не будет сотрудничать с МУС, назвав его расследование “вторжением в наши внутренние дела”. Однако отношения между двумя семьями испортились, и в настоящее время они вовлечены в борьбу за власть с высокими ставками в преддверии промежуточных выборов. Администрация Маркоса позже заявила, что будет сотрудничать, если МУС обратится к международной полиции с просьбой взять Дутерте под стражу.