Адам Белер, специальный представитель президента США по делам заложников, заявил израильскому общественному телеканалу Kan News, что он “действительно верит” в то, что ХАМАС в конечном итоге сложит оружие и оставит власть в Газе. Хотя он сказал, что серия интервью была направлена на разъяснение позиции США, он также выступил в защиту переговоров, заявив, что Вашингтон “не является агентом Израиля”.
“Мы не были готовы просто сидеть сложа руки в течение двух недель”, - сказал Белер, добавив: “У вас есть реальный шанс на некоторое продвижение и возвращение заложников домой в ближайшие несколько недель”.
Как пишет The Guardian, эти высказывания вызвали закулисную ярость советника Нетаньяху по стратегическим вопросам Рона Дермера, а также общественный гнев правых в израильском правительстве, включая ультранационалистического министра финансов Бецалеля Смотрича.
“Белер пытался договориться об освобождении американских заложников. Мы ясно дали ему понять, что он не может говорить от нашего имени, и если он хочет вести переговоры от имени Соединенных Штатов, то удачи ему”, - сказал Смотрич израильскому армейскому радио, сообщает Times of Israel.
Израильский министр не уточнил, каким образом это сообщение было передано Белеру. Однако в понедельник госсекретарь США Марко Рубио вновь попытался развеять опасения по поводу переговоров между Белером и ХАМАС.
“Это была единичная ситуация, в которой наш специальный посланник по вопросам заложников, чья работа заключается в освобождении людей, имел возможность напрямую поговорить с кем-то, кто контролирует этих людей, и получил разрешение и поддержку на это. Он так и сделал”, - сказал Рубио журналистам во время полета в Саудовскую Аравию.
“На данный момент это не принесло плодов. Это не значит, что он поступил неправильно, попытавшись это сделать, но нашим основным средством ведения переговоров на этом направлении по-прежнему будет мистер Уиткофф и работа, которую он проводит через Катар”, - добавил Рубио, имея в виду представителя Трампа на Ближнем Востоке Стива Уиткоффа.
В Израиле информация о прямых переговорах между США и ХАМАСОМ вызвала неоднозначные эмоции, отмечает The Guardian. Официальная реакция израильского правительства ограничилась одним кратким заявлением канцелярии Нетаньяху, в котором был признан факт переговоров, и несколькими в целом нейтральными комментариями более младших должностных лиц.
Один из ключевых вопросов заключается в том, знал ли Израиль о контактах до того, как о них стало известно американским СМИ. В интервью израильским СМИ Белер не ответил на вопросы о том, когда начались контакты.
Национальная общественная радиосеть Kan сообщила о “закулисной напряженности между Израилем и США из-за прямых переговоров между посланником Трампа Адамом Белером и террористом Халилем аль-Хайей, переговорах, о которых Израиль узнал только из источников и только позже был официально уведомлен”.
Другие приветствовали перспективу прогресса в достижении дипломатического соглашения, которое могло бы обеспечить возвращение большего числа заложников.
Популярная газета “Едиот Ахронот” написала: "Израиль был ошеломлен, узнав, что за его спиной посланник Трампа в течение нескольких недель флиртовал в Дохе" с Хайей, высокопоставленным представителем ХАМАС.
“ХАМАС получил то, о чем при Байдене мог только мечтать: легитимность”, - пишет газета.
Газета подробно рассказала о “напряженном разговоре” между Белером и Дермером, близким советником Нетаньяху.
“Дермер считал, что американцы согласились на освобождение чрезмерно большого количества террористов и что это задаст тон переговорам на втором этапе. Белер был ошеломлен наглостью Дермера и говорил об этом в разговорах с другими людьми”, - пишет газета.
Хью Ловатт, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям, охарактеризовал эти контакты как “довольно важные”: “Давайте посмотрим, чем это закончится. Такого рода контакты могут быть позитивными. Это, безусловно, может продвинуть дипломатию вперед”.
Ловатт считает, что ХАМАС вряд ли испытает благоговейный трепет, имея дело с США: “Переговорщики от ХАМАС были достаточно профессиональны. Они смогли пойти на уступки, но также и отстоять свою позицию. Они - довольно надежный партнер, так что это будет иметь значение”.
Администрация Трампа стремится отстранить своих союзников от переговоров как с ХАМАС, так и на Украине, где советники, как считается, ведут прямые переговоры с Россией о “перезагрузке” отношений и усиливают давление на Владимира Зеленского, прекращая военную помощь и обмен разведданными.
Спецпосланник Трампа по Украине и России генерал Кит Келлог заявил, что США прекратили поддержку, чтобы привлечь внимание украинцев, сравнив эту тактику с ударом деревянной балкой по морде мула.