“Выйдя на весеннее солнце из ворот 17 главного завода Volkswagen в Вольфсбурге в конце своей смены, 63-летний Карстен глубоко затянулся сигаретой и покачал головой, когда его спросили о тарифной политике Дональда Трампа в США”, – так начинает The Guardian рассказа о воздействии торговой войны на германский автопром.
“Это просто еще один гвоздь в крышку гроба немецкой автомобильной промышленности”, - заявил в четверг рабочий конвейера. Он сослался на планы менеджеров сократить рабочие места и закрыть заводы в начале этого года, а за десять лет до этого разразился скандал с “дизельгейтом”, который дорого обошелся в финансовом и репутационном плане, когда было обнаружено, что крупнейший автопроизводитель Германии фальсифицировал тесты на выбросы оксидов азота (NOx).
Теперь, когда США ввели жесткие 25%-ные пошлины на импорт автомобилей (до сих пор они составляли 2,5%), “мы плаваем в фекалиях”, - сказал немец, хрипло усмехнувшись. “Вы должны смеяться, иначе вам не выжить”, - добавил Карстен. Он отказался назвать свое полное имя, но сказал, что проработал в компании более 15 лет, добавив, что будет “рад уйти на пенсию” через два года, “так что мне не придется наблюдать за кровавой бойней из заводского цеха”.
Другой работник по имени Ахмед, который спешил на ближайшую станцию, чтобы успеть на поезд домой и забрать своих детей после окончания ранней смены на конвейере VW Golf, рассказал, что гордится своей работой, но опасается за будущее. “Настроение внутри плохое”, - сказал он. “Мы и так чувствовали себя одураченными нашими боссами после всех допущенных ими ошибок. Теперь наше будущее решают еще большие уроды”.
Штефан, к концу своей первой недели работы в отделе электротехники на заводе, выразил уверенность, что “поначалу это будет очень плохо для немецкой автомобильной промышленности и для Германии в целом, но в долгосрочной перспективе это может сослужить нам хорошую службу - научиться быть более независимыми от рынка США. Мы просто должны надеяться, что в краткосрочной перспективе наше новое правительство быстро начнет направлять нас по правильному пути”.
Как пишет The Guardian, новое правительство Германии под вероятным руководством консервативного бывшего банкира Фридриха Мерца, которое все еще находится на стадии кропотливых закулисных переговоров после февральских выборов, внезапно столкнулось с новым и непреодолимым вызовом в дополнение к и без того сложной проблеме о том, как вывести крупнейшую экономику Европы из глубокого экономического кризиса.
Спрос на немецкие товары в США высок, в частности на автомобили – BMW, Mercedes, VW и Porsche, – а также на оборудование, химикаты, фармацевтические препараты и множество предметов роскоши - от ручек Montblanc до костюмов Hugo Boss. В результате дефицит торгового баланса Германии с США больше, чем у большинства других стран, и последствия введения тарифов особенно сильно ударят по немецкой экономике.
“Экономическая война Трампа в самом разгаре, и Германия оказалась в самом центре событий”, - гласил заголовок в известном немецком таблоиде на этой неделе.
Ведущий экономический институт IW в опубликованном в четверг исследовании предсказал, что потери для экономики Германии составят, по оценкам, 200 млрд евро за четыре года пребывания Трампа у власти, или падение ВВП на 1,5%.
Авторы исследования Юрген Маттес и Самина Султан назвали это “экономической катастрофой для Германии”. Годовой объем продаж автомобилей VW в США в прошлом году составил почти 380 000 штук, или 8% от общего объема мировых продаж, в основном это автомобили более высокого класса. По данным Ассоциации немецких автопроизводителей (VDA), общий объем экспорта немецких автомобилей и запчастей достиг почти 37 млрд евро.
На этой неделе VW заявила, что не будет мириться с наказанием. Компания утверждает, что временно приостановила железнодорожные поставки автомобилей со своего завода в мексиканском Пуэбле в США, а также приостановила перевозку своих автомобилей в Штаты морским путем в западногерманском морском порту Эмден.
Что касается пожелания Трампа о том, чтобы производители были вынуждены перенести свою деятельность в США, то крупные немецкие автопроизводители, такие как VW, Mercedes и BMW, уже давно сделали это, выпустив в прошлом году 900 000 автомобилей на территории США, согласно данным VDA. Основные поставщики автозапчастей, в том числе Continental и Bosch, поступили аналогичным образом. В общей сложности на 2110 предприятиях автомобильной промышленности Германии в США работает около 138 000 человек.
Но это ни в коем случае не делает их неуязвимыми для тарифов, поскольку многие детали, на которые также будут распространяться тарифы, должны быть импортированы.
В результате ожидается, что автомобили подорожают в среднем на 5000 долларов - 10 000 долларов, а в секторе роскоши - на целых 50 000 долларов, прогнозируют эксперты. В то время как продажи автомобилей резко возросли в преддверии объявления тарифов, поскольку покупатели стремились избежать роста цен, война продаж между иностранными и отечественными производителями уже дает о себе знать, и, как сообщается, американский автопроизводитель Ford планирует предложить клиентам сниженные цены, которые до сих пор были зарезервированы для его сотрудников, под лозунгом кампании “Из Америки для Америки.”
Хильдегард Мюллер, президент VDA, заявила, что карательные налоги перевернули существующую торговую политику с ног на голову. “Это знаменует отход США от основанного на правилах глобального торгового порядка... это не Америка в первую очередь, это только Америка”, - сказала она.
Фердинанд Дуденхоффер, основатель Центра автомобильных исследований (CAR), благодаря своему опыту в этой отрасли известный как “автомобильный папа” Германии, заявил немецким СМИ, что немецкие производители и поставщики автомобилей понесут “огромный ущерб и будут сурово наказаны”.
“Если так будет продолжаться и дальше, немецкие автопроизводители будут все чаще переносить свое производство в США, что приведет к дальнейшей потере рабочих мест в Германии”, - прогнозирует он. “Заставляя компании нести убытки и сокращая рабочие места, с экономической точки зрения Трамп является для нас еще худшим врагом, чем Путин”.
В пятницу ведущий экономист Марсель Фрацшер заявил, что лучшим ответом Германии на тарифные потрясения было бы “укрепить себя” изнутри, призвав новое правительство использовать кризисные возможности для проведения столь необходимых реформ и вместе с ЕС ударить по США там, где это будет наиболее болезненно, введя новые пошлины на цифровые компании.
“Будущее создается не в США; наше собственное будущее создается здесь, в стране. И я хотел бы, чтобы партнеры по коалиции будущего правительства проявили больше мужества”, - сказал немец, призвав к радикальному изменению курса в экономической политике.