В субботу в Риме завершился второй раунд переговоров на высоком уровне между делегациями США и Ирана по ядерной программе Тегерана на фоне умеренного оптимизма относительно дипломатического пути решения проблемы.
Субботние переговоры, напоминает CNN, прошли через неделю после того, как в столице Омана Маскате состоялся первый раунд. Хотя переговоры проходят в Италии, Оман вновь выступил в качестве посредника между командой США во главе со специальным посланником Трампа по Ближнему Востоку Стивом Уиткоффом и иранской командой во главе с министром иностранных дел Исламской Республики Аббасом Аракчи.
Администрация Трампа выразила оптимизм после переговоров, указав на «очень хороший прогресс» и на то, что стороны «договорились встретиться снова» на следующей неделе. Отмечается, что третий раунд должен состояться в будущую субботу. МИД Омана подтвердил, что встреча пройдет в Маскате.
«Сегодня в Риме, в течение четырех часов в нашем втором раунде переговоров, мы достигли очень хорошего прогресса в наших прямых и косвенных обсуждениях», – заявил в комментарии для CNN высокопоставленный представитель американской администрации.
Аббас Аракчи также заявил в своих соцсетях, что ядерная сделка, достигнутая в 2015 году между Ираном и мировыми державами, включая США, «больше нас не устраивает». Было добавлено, что «на данный момент оптимизм может быть оправдан, но только с большой долей осторожности».
Иранские официальные лица утверждают, что переговоры перед третьим раундом консультаций на высоком уровне в субботу между техническими экспертами начнутся в Омане уже в среду.
По словам Аракчи после переговоров с Уиткоффом, в ближайшие дни состоится встреча группы экспертов для обсуждения технических деталей, включая установление максимальных уровней, до которых Иран может обогащать уран, размер ядерных запасов, которые он может сохранить, а также то, как можно будет контролировать и проверять соблюдение любого соглашения.
Как пишет New York Times, в частных беседах до переговоров Иран сообщил, что готов снизить уровень обогащения урана до согласованного в 2015 году при Бараке Обаме уровня в 3,67%, необходимого для производства топлива для АЭС.
Однако есть нюанс. Как известно, Трамп настаивал на «полном демонтаже» всех основных ядерных объектов и арсеналов ракет большой дальности Ирана. Вопрос о том, следует ли Ирану сохранить возможность производить ядерное топливо, резко расколол советников американского президента. В последние дни эти разногласия вспыхнули публично.
Иранские чиновники заявили, что не будут демонтировать или уничтожать ядерную инфраструктуру, в которую они вложили миллиарды долларов. Уиткофф в частном порядке также намекнул должностным лицам администрации Трампа: если США будут настаивать на полном демонтаже всего иранского ядерного потенциала, то выйти из переговоров с соглашением вряд ли получится.
Своеобразным раздражающим фактором в этих консультациях выступает Израиль, который однозначно настаивает на военных действиях против ядерных объектов Ирана, в которых, скорее всего, будут участвовать Соединённые Штаты.
Как отмечает Axios, второй раунд переговоров в Риме проходил на фоне дебатов в Вашингтоне и между США и Израилем о том, «какие меры с большей вероятностью предотвратят получение Тегераном ядерного оружия – дипломатические или военные».
Трамп вышел из соглашения от 2015 года, назвав его «катастрофой». Поэтому-то возвращение к соглашению, отмечает американская пресса, станет проблемой для 47-го президента США. Однако многие эксперты утверждают, что лучшего пути в этом вопросе ещё не придумано.
По-прежнему выступают против того, чтобы оставить Ирану какой-либо ядерный производственный потенциал, и резкие критики сделки эпохи Обамы советник Трампа по нацбезопасности Майк Уолтц, а также госсекретарь США Марко Рубио.
Но и здесь есть выход. Иран, отмечает New York Times, поднял вопрос о возможности создания совместного предприятия по управлению своими объектами по обогащению урана, что позволило бы администрации Трампа заявить, что она заключила иную сделку, чем администрация Обамы. Коротко говоря, оптимизм действительно остаётся осторожным, поскольку главной проблемой остаётся не столько налаживание контактов (они идут и будут продолжаться, и это безусловный прогресс), сколько технические детали сделки. В случае с Трампом и его администрацией, всё может обернуться непредсказуемыми последствиями.