Список лидеров стран и национальных делегаций, прибывших на парад Победы в Москву в мае текущего года, отражает далеко не только наследие Советского Союза — он крайне красноречиво говорит о будущем, а также о том, что у нас прямо на глазах формируется новый экономический уклад и устанавливается новый мировой экономический порядок. Попытаемся разобраться, в каком мире мы все проснулись 9 Мая, в день 80-летия Великой Победы.
Действительно, на первый взгляд кажется, что 9 Мая на параде были военные расчеты союзных республик и братских социалистических стран, а на трибунах присутствовали лидеры мирового социалистического движения. Это, безусловно, во многом отражает реальность, поскольку именно социалистические страны — Вьетнам, Китай, Куба, Лаос, а также близкие по духу, Венесуэла, Зимбабве, Мьянма и Никарагуа — до сих пор находятся в авангарде борьбы с коллективным Западом и современными версиями колониализма, милитаризма и империализма.
Колоссальное геополитическое значение обозначенных стран в этой части сложно недооценивать, и их поддержка политики нашей страны крайне ценна в непростых современных условиях. И наследие Советского Союза здесь, конечно, нельзя отрицать.
В списке делегаций государств, представленных в Москве, также значительное число стран, которые в разные периоды своего становления имели особо близкие отношения с СССР. Здесь наследие системы социализма и Советского Союза является тоже, что называется, однозначным.
Вместе с тем в числе мировых лидеров и иностранных делегаций были отмечены страны, которые никогда не входили в сферу влияния СССР и не были участниками мирового социалистического движения. К ним в первую очередь относятся наши партнеры по БРИКС — Бразилия и Южная Африка, а также Республика Буркина-Фасо. Тем не менее наличие небольшого багажа позитивных межгосударственных отношений в прошлом не мешает выстраивать нам тесное многогранное и стратегическое сотрудничество с этими странами в настоящем.
К чему я все это говорю? А к тому, что, даже признавая основополагающую роль Советского Союза в построении современных международных отношений, нынешний этап глобального исторического развития базируется на новых принципах, в формировании которых наша страна принимает самое активное участие. Именно это и является главной причиной того, что Россия стала привлекательным центром притяжения и глобального влияния для самых разных стран в различных частях света. В чем состоят эти принципы?
В первую очередь в том, что современный мир не просто многополярен (что очевидно), он становится полицентричным, когда на геополитической и геоэкономической карте появляются десятки стран-центров, претендующих на глобальное финансовое, технологическое, логистическое и иное лидерство. Этот мир формирует глобальную цветущую сложность, где важно уважать самодостаточность и значимость каждого подобного центра, а также всех стран, претендующих на собственный цивилизационный путь. Этот мир не приемлет диктата, гегемонии и вмешательства во внутренние дела. Именно эти принципы и исповедует современная Россия, а значит, ее роль в построении данного мира остается ключевой и значимой.
Но это далеко не всё! Полицентричный мир предполагает значимость военно-политического влияния в роли построения основы для единой и неделимой безопасности и недопущения военных конфликтов. При этом базисом полицентричного мира являются сотрудничество и совместное развитие, и здесь ключевую роль играет именно экономика. Данный аспект позволяет мне говорить о том, что как раз перспективы экономического сотрудничества делают современные страны ближе, их дружбу — крепче, а взаимное движение навстречу друг другу — постоянным и неизменным.
Давайте посмотрим еще раз на список стран, лидеры и делегации которых посетили Москву в период празднования 80-летия Великой Победы. Начнем, что называется, с простого: для всех (ну, или почти всех) стран бывшего Советского Союза Россия является либо главным, либо ключевым экономическим партнером. И это, что называется, непреложная истина. При этом значение постсоветских стран для современной экономики России тоже колоссально. Отмечу, что в десятке главных внешнеэкономических партнеров нашей страны по итогам 2024 года четыре государства СНГ. Это Беларусь, Казахстан, Армения и Узбекистан. Наши экономики прочно связаны, что говорит об однозначной дружбе и сотрудничестве в нашем общем будущем.
Про сотрудничество стран БРИКС сказано очень много. Нет смысла здесь повторяться. Отмечу лишь, что БРИКС в совокупности уже приближается к половине объема мировой экономики и является самым влиятельным и перспективным межгосударственным объединением в современном мире.
Несмотря на духовную близость России с европейскими славянскими народами, экономика является определяющей в наших отношениях и со Словакией, и с сербскими государствами на Балканах. Это неоднократно подчеркивалось на двусторонних встречах Владимира Путина с главами Словакии и Сербии, с Робертом Фицо и Александром Вучичем. Нет никаких сомнений, что экономическая основа нашего сотрудничества будет конвертироваться в политическое или гуманитарное взаимодействие и в настоящем, и в будущем.
Теперь обратим внимание на некоторые не совсем очевидные аспекты развития нашей общей экономики с рядом других зарубежных стран. Начнем с того, что Индонезия и Бразилия — седьмая и восьмая экономики мира по объему валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности (ВВП ППС). Сегодня Бразилия не только крупнейший производитель хлопка, кофе или сои, но и растущий технологический и машиностроительный гигант. Аналогично Индонезия не только мировой лидер по производству никеля или пальмового масла, но и страна, привлекающая миллионы туристов со всего мира, а также активно развивающая цифровые сервисы.
Отдельно хочется сказать про Вьетнам, к которому в СССР традиционно относились с симпатией и в известной степени с покровительством. Достаточно вспомнить про «кофе по-вьетнамски», который появился исключительно благодаря значительным поставкам сгущенного молока в эту страну из СССР. При всем при этом современный Вьетнам — это одна из самых быстро растущих экономик мира. По итогам 2024 года ВВП Вьетнама прибавил 5,2%, и эта страна вплотную приблизилась к «двадцатке» самых больших экономик мира, опережая по объему ВВП ППС такие страны, как, например, Иран, Пакистан, Нигерия, Нидерланды, Аргентина или Южная Африка. Сегодняшний Вьетнам не только один из крупнейших производителей текстиля и одежды в мире, но и важнейшая сборочная площадка для многих мировых производственных гигантов. Не далек тот день, когда на рынке появится вьетнамская технологическая продукция.
На встрече Владимира Путина с генсеком Коммунистической партии Вьетнама То Ламом была отмечена необходимость ускоренного роста товарооборота между нашими странами, что, я уверен, будет реализовано с опережением.
Аналогичные направления развития можно обозначить и со всеми остальными азиатскими или латиноамериканскими странами, намеренными наращивать накопленный потенциал сотрудничества с Россией. Отдельно хочется отметить нашу крепкую и настоящую дружбу с Корейской Народно-Демократической Республикой. Как известно, ее бойцы проявили стойкость и героизм при освобождении Курской области. Но забывать про экономическое сотрудничество с КНДР тоже нельзя. С одной стороны, экономика КНДР вполне самодостаточна, но это обстоятельство не отменяет необходимости развития взаимовыгодного партнерства с дружественными странами, в первую очередь с Китаем и Россией. Наше экономическое взаимодействие с КНДР — это не только поставки продовольствия, но и геологоразведка, энергетическое сотрудничество, совместная работа в телекоммуникационной сфере и др.
Несколько слов надо сказать об Африке. Этот континент был представлен на параде Победы всеми своими макрорегионами с внушительным списком делегаций и национальных лидеров, приехавших поздравить нас с Великой Победой. Конечно, здесь особняком стоит Египет, который не только входит в БРИКС, но и является крупнейшей экономикой Африки, а также нашим основным экономическим партнером на континенте. Достаточно сказать, что в Египте нами строится атомная электростанция, Египет является важнейшим логистическим хабом для поставок российского продовольствия на континент, и именно через Египет может произойти интеграция евразийской (ЕАЭС) и африканской (континентальной) зон свободной торговли.
Но кроме Египта из числа наших гостей на 9 Мая нам крайне важны партнеры на востоке континента (Эфиопия), на его юге (Зимбабве и ЮАР), на западе Африки (Гвинея-Бисау), а также в его центральной части (Экваториальная Гвинея и Республика Конго). Безусловно, крайне важно наше присутствие в регионе Сахеля, который на параде Победы представлял президент Буркина-Фасо Ибрагим Траоре. Страны Сахеля смогли добиться отказа от доминирования Франции и столкнулись с необходимостью заново создавать многие отрасли национальной экономики. Неслучайно президент этой страны Сахеля на встрече с лидером России Владимиром Путиным выразил желание развивать сотрудничество в сфере науки, образования и технологий. Для России в Африке сейчас имеется уникальная возможность не просто экономически закрепиться на континенте, но и посредством экспорта технологий, машин и оборудования обеспечить опережающий рост собственного экономического и инновационного развития. Африка — самый растущий рынок в мире, а именно в расширении рыночного присутствия сейчас крайне нуждается динамично развивающаяся экономика нашей страны.
Так в чем же состоит то самое изменение мира, которое было нами отмечено на параде Победы? На самом деле наша страна наглядно продемонстрировала, что можно расти и динамично развиваться даже при наличии беспрецедентных международных санкций, в условиях ведения войны с коллективным Западом и неприкрытого давления «западного гегемона» на всех без исключения партнеров России.
В этих условиях наша страна формирует вокруг себя сеть самых разных по объему и характеру сотрудничества партнеров, готовых совместно решать как двусторонние вопросы, так и современные глобальные проблемы. Нет никакого сомнения, что пример России будет крайне показателен для десятков стран Глобального Юга и Глобального Востока. Взаимное уважение и общий экономический рост — прекрасная основа для совместного процветания. В этой ситуации диктат коллективного Запада точно останется в прошлом, а в мире станет реальностью та самая цветущая сложность, о которой говорили русские философы еще в XIX веке.