Процесс репатриации тел погибших в индийской авиакатастрофе британцев оказалась достойна детективной истории. Оказалось перепутано всё. Родственникам одной из жертв пришлось отказаться от планов похорон после того, как им сообщили, что в гробу находится тело неизвестного пассажира, а не члена их семьи.
В другом случае смешанные останки нескольких человек, погибших в авиакатастрофе, были по ошибке помещены в один гроб. Перед тем, как похоронить погибшего, смешанные останки пришлось разделять.
Шокирующие ошибки всплыли только тогда, когда коронер Западного Внутреннего Лондона доктор Фиона Уилкокс попыталась проверить личности репатриированных британцев, сопоставив их ДНК с образцами, предоставленными семьями жертв трагедии.
В Лондоне и Индии начинается расследование скандала на высшем уровне, и ожидается, что премьер-министр Кир Стармер выразит обеспокоенность своему индийскому коллеге Нарендре Моди во время его государственного визита в Великобританию на этой неделе.
Хотя на данный момент было выявлено только два случая ошибочной идентификации, существуют опасения, что подобных ошибок могло быть больше.
Из 261 человека, погибших в результате крушения самолёта рейса Air India 171, у которого отказало электропитание через несколько секунд после вылета из Ахмадабада в лондонский аэропорт Гатвик, 52 были британцами.
Как отмечает Daily Mail, хотя некоторые жертвы были либо поспешно кремированы, либо похоронены в Индии в соответствии с их религиозными убеждениями, адвокат по вопросам авиации Джеймс Хили-Пратт, представляющий интересы многих британских семей, утверждает, что останки по меньшей мере 12 человек были репатриированы.
По его словам, хотя семье, получившей «смешанные» останки, удалось их разделить и провести похороны, вторая группа родственников, которых он назвал «Семьёй X», осталась «в подвешенном состоянии»: «Семье X некого хоронить, потому что в гробу оказался не тот человек. А если это не их родственник, то вопрос в том, кто же в гробу? Вероятно, это другой пассажир, а его родственникам передали не те останки».
Теперь адвокат пытается восстановить точную цепочку событий, начиная с момента, когда тела были извлечены из тлеющих обломков разбившегося самолёта, и заканчивая их прибытием в Великобританию.
Операция по извлечению останков началась вскоре после того, как самолёт врезался в медицинское общежитие недалеко от аэропорта Ахмадабада. Её возглавили местные спасательные бригады из полиции и пожарной охраны Ахмадабада, а также государственные силы по ликвидации последствий стихийных бедствий.
Они использовали служебных собак и высокотехнологичное поисковое оборудование, также им помогали местные волонтёры, которые разбирали искорёженный и тлеющий металл руками.
В течение трёх дней были найдены останки практически всех жертв, хотя вспыхнувший после столкновения пожар обезобразил тела большинства жертв. Некоторые погибшие были изуродованы или разорваны на части.
Хили-Пратт добавил, что, согласно имеющимся данным, цепочка поставок останков потерянных близких была «неприемлемо плохой».
Британские правительственные источники сообщили, что местные эксперты по идентификации жертв стихийных бедствий были направлены в Ахмадабад «для поддержки консульских мер реагирования Великобритании» и «для изучения внутренних процессов идентификации жертв, организации похорон и оказания вспомогательных услуг».