По словам юристов из Общественного комитета против пыток в Израиле (PCATI), которые представляют интересы обоих мужчин, среди задержанных были по меньшей мере двое гражданских лиц, которых продержали в заключении в течение нескольких месяцев без предъявления обвинений или суда: медбрат, задержанный в его медицинской форме, и молодой продавец продуктов питания.
Как пишет The Guardian, в январе эти двое мужчин были переведены в подземный комплекс Ракефет и рассказали о регулярных избиениях и насилии, которые соответствуют хорошо задокументированным пыткам в других израильских центрах содержания под стражей.
Тюрьма Ракефет была открыта в начале 1980-х годов для содержания нескольких наиболее опасных представителей организованной преступности в Израиле, но несколько лет спустя была закрыта на том основании, что она была бесчеловечной. Ультраправый министр безопасности Итамар Бен-Гвир приказал вернуть его в строй после терактов 7 октября 2023 года, отмечает The Guardian.
Камеры, крошечный прогулочный дворик и комната для совещаний адвокатов находятся под землей, поэтому заключенные живут без естественного освещения.
Тюрьма изначально была рассчитана на небольшое количество заключенных строгого режима, которые размещались в отдельных камерах, и на момент ее закрытия в 1985 году в ней содержалось 15 человек. По официальным данным, полученным PCATI, за последние месяцы в ней содержалось около 100 заключенных.
В соответствии с соглашением о прекращении огня, достигнутым в середине октября, Израиль освободил 250 палестинских заключенных, которые были осуждены израильскими судами, и 1700 палестинских заключенных из Газы, которые содержались под стражей на неопределенный срок без предъявления обвинений или суда. Среди них был молодой торговец, задержанный в Ракефете.
Однако масштабы задержаний были настолько велики, что даже после этого массового освобождения по меньшей мере 1000 человек по-прежнему содержатся в Израиле в тех же условиях, включая медсестру, которую представляет PCATI.
“Хотя война официально закончилась, палестинцы из Газы по-прежнему содержатся в тюрьмах в условиях, оспариваемых законом, и в условиях жестокого военного времени, которые нарушают международное гуманитарное право и приравниваются к пыткам”, - сообщает комитет против пыток.
Двое мужчин, которые встретились с юристами PCATI в сентябре, были 34-летним медбратом, задержанным во время работы в больнице в декабре 2023 года, и молодым торговцем, захваченным в октябре 2024 года, когда он проходил через израильский контрольно-пропускной пункт.
“В случае с клиентами, которых мы посетили, мы говорим о гражданских лицах, - сказал адвокат PCATI Джанан Абду. - Мужчине, с которым я разговаривал, было 18 лет, он работал продавцом продуктов питания. Его забрали с контрольно-пропускного пункта на дороге”.
Бен-Гвир сообщил израильским СМИ и члену парламента, что Ракефет проходит реабилитацию, чтобы содержать боевиков “Нухба”, что означает "элита", боевиков ХАМАС, которые руководили массовыми убийствами в Израиле 7 октября, и бойцов спецназа "Хезболлы", захваченных в Ливане.
Израильские официальные лица заявили, что ни один палестинец, причастный к нападениям 2023 года, не был освобожден в соответствии с соглашением о прекращении огня, в результате которого заключенный-подросток был возвращен в Газу, пишет The Guardian.
Израильская тюремная служба (IPS) не ответила на вопросы о статусе и личности других заключенных, содержащихся в тюрьме Ракефет, что в переводе с иврита означает “цветок цикламена”.
Засекреченные израильские данные указывают на то, что большинство палестинцев, взятых в плен в Газе во время войны, были гражданскими лицами. В 2019 году Верховный суд Израиля постановил, что законно использовать тела палестинцев в качестве разменной монеты на будущих переговорах, и правозащитные организации обвинили его в том, что он делает то же самое с живыми заключенными из Газы.
По словам исполнительного директора PCATI Тала Штайнера, условия содержания палестинцев во всех тюрьмах были “намеренно ужасающими”. Нынешние и бывшие заключенные, а также осведомители из израильской армии подробно описывают систематические нарушения международного права.
Однако тюрьма Ракефет представляет собой уникальную форму жестокого обращения, констатирует The Guardian. Содержание людей под землей без дневного света в течение нескольких месяцев подряд имеет “чрезвычайные последствия” для психологического здоровья, отмечает Штайнер: “Очень трудно оставаться невредимым, когда тебя содержат в таких угнетающих и трудных условиях”.
Это также влияет на физическое здоровье, нарушая основные биологические функции - от циркадных ритмов, необходимых для сна, до выработки витамина D.
Несмотря на то что Штайнер работал юристом-правозащитником и посещал тюрьмы в комплексе в Рамле, к юго-востоку от Тель-Авива, где находится Ракефет, он ничего не слышал о подземной тюрьме до того, как Бен-Гвир приказал вернуть ее в строй.
Она была закрыта еще до основания PCATI, поэтому команда юристов обратилась к старым медиа-архивам и мемуарам Рафаэля Суиссы, главы IPS в середине 1980-х годов, чтобы узнать больше об этой тюрьме.
“Суисса написал, что он понимает, что находиться под землей 24 часа в сутки 7 дней в неделю - это слишком жестоко, слишком бесчеловечно для любого человека, независимо от того, каковы были его действия”, - сказал Штайнер.
Этим летом юристов PCATI попросили представлять интересы двух мужчин, содержащихся в подземной тюрьме, поэтому Абду и его коллега впервые смогли посетить их.
Вооруженные до зубов охранники в масках провели их вниз по грязной лестнице в помещение, где пол был усеян останками мертвых насекомых. Туалет был настолько грязным, что им практически нельзя было пользоваться.
Камеры наблюдения на стенах нарушали основное законное право на конфиденциальную беседу, и охранники предупредили, что встреча будет прервана, если они заговорят о семьях задержанных или войне в Газе.
Заключенные описывали камеры без окон, без вентиляции, в которых содержались три или четыре задержанных, и сообщали, что часто чувствовали одышку и удушье.
Заключенные рассказали адвокатам, что они регулярно сталкивались с физическим насилием, включая избиения, нападения собак в железных намордниках и охранников, наступающих на заключенных, а также с отказом в надлежащей медицинской помощи и голодном пайке. В этом месяце верховный суд Израиля постановил, что государство лишает палестинских заключенных достаточного питания. У них очень мало времени вне камеры в крошечном подземном помещении, иногда всего пять минут через день. Матрасы забирают рано утром, обычно около 4 часов утра, и возвращают только поздно вечером, оставляя заключенных на железных рамах в пустых камерах.
Их описания совпали с кадрами, сделанными во время посещения Бен-Гвиром тюрьмы, которое транслировалось по телевидению, чтобы предать гласности его решение вновь открыть подземную тюрьму. “Это естественное место террористов - подземелье”, - сказал он. Он неоднократно хвастался жестоким обращением с палестинскими заключенными, заявляя, что риторика бывших заложников, захваченных во время терактов 7 октября, привела к эскалации жестокого обращения со стороны ХАМАС, когда они находились в плену, пишет The Guardian.
Это включало в себя удерживание заложников в подземных туннелях в течение нескольких месяцев, лишение их пищи, изоляцию от новостей о родственниках и внешнем мире, а также насилие и психологические пытки, включая приказы копать могилу на камеру.
Разведывательные службы Израиля предупредили, что обращение с палестинскими заключенными ставит под угрозу интересы безопасности страны в целом.