Среди предложенных вариантов «ответа» фигурируют совместные наступательные кибероперации, улучшенная координация для защиты от гибридных атак, а также возможность проведения внезапных военных учений под руководством НАТО. Как отмечают два высокопоставленных чиновника и три дипломата ЕС, в Брюсселе детально прорабатываются сценарии так называемых правдоподобно отрицаемых действий.
То есть действий, причастность к которым невозможно доказать. Например, как в случае с подрывом «Северных потоков».
Экспертная оценка потенциальных целей кибератак была озвучена Филипом Брыйкой, политологом и специалистом по гибридным угрозам из Польской академии наук. Он заявил, что киберметоды можно было бы использовать для атак на критически важные системы, влияющие на военные операции России.
В качестве примера таких целей он назвал экономическую зону «Алабуга» в Татарстане, где производится беспилотная техника, а также энергетические объекты и железнодорожные перевозки вооружений. По его мнению, такие удары могли бы серьезно нарушить функционирование российской системы.
Тон в этой риторике задают и военные. Главнокомандующий вооруженными силами Швеции генерал Микаэль Классон призвал перестать бояться эскалации, заявив, что Западу нельзя позволять себе чрезмерно переживать из-за этого и необходимо проявить твердость.
Одновременно с этим газета The Wall Street Journal сообщила о существовании в Германии секретного плана войны с Россией, разработка которого велась на протяжении последних двух с половиной лет. Он, в частности, предусматривает ускоренную переброску на восточный фронт 800-тысячной армии.
В противовес этим заявлениям президент России Владимир Путин на пресс-конференции в Бишкеке назвал смешными утверждения о том, что Россия собирается нападать на Европу. Он подчеркнул, что Россия готова документально зафиксировать отсутствие подобных намерений.
Что касается готовности России к потенциальным киберугрозам, то мнение отечественных экспертов неоднозначно.
В беседе с корреспондентом «Правда.Ру» эксперт по кибербезопасности Алексей Курочкин подтвердил, что Европа действительно располагает значительными техническими возможностями, включая скрытые функции в оборудовании, которые не афишируются. Однако, по его словам, Россия обладает собственными и вполне эффективными механизмами защиты.
«Умная собака кусает молча», — заметил специалист, намекая на то, что громкие заявления Запада скорее являются попыткой создания паники, чем отражением реальных угроз.
Белый хакер Алексей Марков рассказал «МК», что реальные киберугрозы могут быть направлены на несколько ключевых секторов. Первый из них - критическая инфраструктура. Будут попытки вывести из строя подстанции, системы управления сетями. Транспорт, в первую очередь железнодорожные перевозки, логистические хабы. Цель — создать максимальные экономические издержки и социальный дискомфорт для населения.
Также не исключены атаки на предприятия, подобные «Алабуге» — это классика гибридной войны. Задача не столько в полном уничтожении производства (что сложно сделать кибератакой), сколько в замедлении темпов, хищении конструкторской документации, дестабилизации цепочек поставок.
Еще мы можем ожидать волны высоконагруженных DDoS-атак на порталы госуслуг, онлайн-банкинг, системы платежей. Это самый «шумный» инструмент, главная цель которого — подрыв доверия граждан к цифровому суверенитету страны.
- Как обезопаситься России?
- Россия не начала готовиться к этому вчера. Курс на импортозамещение и создание собственной IT-инфраструктуры, который активно проводился последние годы, сегодня показывает свою стратегическую целесообразность. Защита должна и уже выстраивается по нескольким направлениям.
Самое важное - техническая составляющая. Это постоянный аудит и обновление систем защиты, развитие отечественных решений в области межсетевых экранов, систем обнаружения и предотвращения вторжений. Ключевой момент — снижение зависимости от иностранного программного обеспечения и «железа», в которых могут быть «закладки».
Не исключен и человеческий фактор — это самый уязвимый элемент любой системы. Необходимо постоянное повышение киберграмотности как среди сотрудников госорганов и корпораций, так и среди обычных граждан, чтобы противник не мог использовать фишинг и социальную инженерию как легкий способ проникновения.
- Почему Европа так вцепилась в Россию? Это попытка разрушить мирный план?
- Европейским политикам надо создать искусственный повод для эскалации. Обвинив Россию в гипотетических нарушениях, Запад готовит информационное поле для оправдания своих собственных агрессивных действий. Любое заявление российской стороны о готовности к диалогу и фиксации статус-кво, подобное сделанному президентом Путиным в Бишкеке, немедленно затмевается новой порцией страшилок о «российской угрозе». Это не позволяет возникнуть конструктивной дискуссии в западных обществах.
Чтобы получать миллиарды на оборону, нужен образ «кровожадного врага у ворот». «Набрасываться» Европа и НАТО будут ровно до тех пор, пока эта стратегия будет приносить дивиденды их политическим элитам и пока США будут рассматривать ослабленную и конфронтационную Европу как инструмент своей геополитики.
Однако важно понимать, что Россия уже адаптировалась к режиму санкций и постоянному гибридному давлению. Каждая такая волна лишь ускоряет процессы суверенизации и укрепления нашей технологической и оборонной независимости, что в конечном итоге делает Западную риторику все менее эффективной и все более дорогой для них самих.