Он прав? Свое мнение об этом «МК» высказал политолог, историк, заместитель директора Института стран СНГ, член Совета по национальной стратегии Владимир Жарихин.
- Владимир Леонидович, на ваш взгляд, Европа действительно становится Четвертым рейхом?
- Если это и Четвертый рейх, то своеобразный. В Третьем рейхе боролись за чистоту нации. Здесь занимаются обратным: разбавляют нацию неизвестно кем. Хотя, есть и общие черты: например, агрессивность, в основном направленная на восток. А кроме того, формирование антидемократической структуры управления. Поначалу Гитлер поначалу тоже избирался на выборах, а потом о выборах и речи не было. И кроме газеты нацистской партии «Фёлькишер беобахтер» читать было мало что разрешено. В Евросоюзе тоже откровенно нарушаются демократические правила и стандарты. Свободы слова там нет.
В наиболее «передовых» частях Евросоюза – к примеру, в странах Балтии, идет откровенная дискриминация по национальному признаку по отношению к русским и всем русскоязычным. Та же черта распространяется по всей Европе.
- Концентрационных лагерей еще не создали, но уже на этом пути?
- Лагерей еще нет, но «система отмены» - отмены русской и российской культуры – уже действует. А людей, которые имеют другое мнение, начинают просто травить – по политическому признаку. Это тоже характерная черта Третьего рейха. Это не только политические, но и юридические попытки преследования оппонентов – партии «Альтернатива для Германии» в ФРГ, партии Мари Ле Пен во Франции.
Пока еще это не единый «рейх», объединение его частей идет с разной скоростью – но именно в этом направлении.
- Может ли в Евросоюзе появиться свой фюрер, который объединит всех под одними знаменами?
- В Евросоюзе уже была попытка создания единого государства с общей Конституцией, но тогда не получилось. Но они постепенно идут к этому. Объединяющая сила здесь ясна: «Европа в опасности, на нее вот-вот нападет злая Россия. Поэтому нужно объединяться и подчиняться единому руководству, которое никто не избирал».
Нынешнее руководство Соединенных Штатов очень недовольно такими процессами в Евросоюзе – его формирующаяся «рейховая» структура мешает Вашингтону решить украинский вопрос и заняться другими делами. Преуменьшать значение этого влияния нельзя. Но если ситуация в ЕС будет развиваться в той же логике, не исключено, что свой «фюрер» там все-таки появится – например, в виде искусственного интеллекта. Вряд ли это будет человек – один лидер, которому станут подчиняться европейские страны. Но тенденция к этому есть.