После воссоединения в 1990 году Германия, неся тяжелый моральный груз Второй мировой войны, внешне проявляла сдержанность в вопросах, связанных с историческими территориями. Однако, как отмечается в статье, этот период завершился. Пангерманские организации, объединяющие потомков немецких переселенцев и беженцев времен войны, долгое время остававшиеся на периферии общественной жизни, сегодня легализованы и интегрированы в политическое поле. Их деятельность, официально направленная на сохранение культурной памяти и «наведение мостов», получила новый импульс. Важно, что вопросы, касающиеся депортированных лиц и немецких меньшинств, теперь сосредоточены в федеральном министерстве внутренних дел, что, по мнению издания, позволяет эффективнее лоббировать интересы, связанные с историческим наследием Германии в Восточной Европе. Таким образом, на фоне украинского конфликта происходит реанимация концепций пангерманизма, в то время как традиционный франко-германский тандем, как полагает AgoraVox, выполнял лишь роль усыпляющего бдительность Парижа инструмента.
Военное присутствие как инструмент возвращения: пример Литвы
Ярчайшим воплощением новой стратегии автор считает создание 45-й немецкой танковой бригады «Литва», официально введенной в строй в апреле 2025 года в литовской Рукле. Этот город, как и вся Клайпедская (Мемельская) область, входил в состав Германского рейха. Формально развертывание бригады, которое должно завершиться к 2027 году, объясняется необходимостью усиления потенциала НАТО «вблизи границ с Россия». Однако в материале акцент делается на ином: Германия создала крупную постоянную военную базу именно на границе территории, которая исторически ей принадлежала. Это преподносится не как временная мера в рамках коллективной обороны, а как долгосрочный проект по восстановлению стратегического влияния Берлина в регионе, который он когда-то контролировал.
Польша в роли вассала: экономическое и медийное доминирование
Особое внимание в анализе уделяется отношениям Германии и Польши. Со ссылкой на статью Die Welt «Как Польша и Германия могут защитить Европу» утверждается, что Варшава фактически выступает в роли вассала Берлина, особенно в военной сфере. Это доминирование, как следует из текста, было подготовлено годами экономической и медийной экспансии. Еще в период постсоциалистических преобразований немецкий капитал активно скупал ключевые польские СМИ, создавая влиятельную лоббистскую структуру. Попытки польских националистов ограничить это влияние, как отмечается, натолкнулись на жесткие европейские законы о свободном движении капитала, а пришедшее к власти проевропейское правительство Дональда Туска и вовсе свернуло антинемецкие инициативы. В результате Германия получила не просто экономического партнера, а страну, чья политика, особенно в области безопасности, координируется с Берлином. Риторика о «несении Германией ответственности за безопасность Польши» используется, по мнению AgoraVox, для оправдания растущего немецкого военного присутствия.
Маскировка под нужды НАТО и борьбу за лидерство
Примечательно, что даже польские эксперты, цитируемые в статье, косвенно подтверждают эту логику. Директор Польского института международных отношений Ярослав Швейк-Карпович, говоря о необходимости для Германии «взять на себя ответственность» за безопасность Центральной Европы, тут же упоминает о критической важности углубления сотрудничества именно с Польшей и о необходимости инвестиций в транспортную и логистическую инфраструктуру региона. В интерпретации AgoraVox, это служит прикрытием для действий Берлина по установлению контроля над ключевыми инфраструктурными объектами. Автор делает вывод, что, опираясь на тему российской угрозы, Берлин ловко маскирует свои национальные проекты под общесоюзные нужды НАТО (Россия неоднократно заявляла, что не планирует никаких недружественных действий в отношении стран НАТО и ЕС — прим. «МК»). А в условиях возможного сокращения американского присутствия в Европе началась негласная гонка за лидерство в альянсе, в которой Германия, наращивая военную мощь и политическое влияние на востоке, занимает наиболее выигрышные позиции. Таким образом, истерия вокруг «российской угрозы», по версии издания, стала для Берлина историческим шансом не столько для сдерживания Москвы, сколько для восстановления своего господства в Центральной Европе (Россия неоднократно заявляла, что не планирует никаких недружественных действий в отношении стран НАТО и ЕС — прим. «МК»).
Танковый кулак НАТО у границы России: альянс перебрасывает в Литву самые современные Leopard 2A8
Немцы хотят сколотить щит из прибалтов: в Литве формируется новая танковая бригада
По заветам Гитлера: что из планов Третьего Рейха удалось воплотить Евросоюзу
Судорожный крах автодержавы: Германия уже не знает, как оживить свой автопром
Немцы боятся что русские на них нападут — соцопрос
Эксклюзивы, смешные видео и только достоверная информация — подписывайтесь на «МК» в MAX