ПАСЕ посетовала на Россию

Ну и что? К этому надо просто привыкнуть

В среду после жарких дебатов Парламентская ассамблея Совета Европы приняла-таки резолюцию, в которой Россия осуждается за невыполнение большинства требований ПАСЕ по Закавказью. Причем три десятка российских поправок к резолюции приняты не были. Ситуация малоприятная. Но и только.

В Страсбурге не произошло ничего экстраординарного. И ничего нового. То, что в ПАСЕ петь дифирамбов в адрес России не будут, это было ясно априори. Точно так же, как и то, что Россия вполне сознательно делает многие такие вещи, которые опять же по определению не понравятся многим в ПАСЕ.

Поэтому когда парламентарии рассматривали, как Россия и Грузия выполняют октябрьскую резолюцию ПАСЕ, они вполне логично обнаружили, что большинство тех требований, которые ассамблея выдвинула в октябре, Россией, с их точки зрения, не выполнены.

Ну мыслимое ли дело было ожидать, что Россия возьмет да отзовет свое дипломатическое признание Абхазии и Южной Осетии. Сомнительно, чтобы хоть кто-то даже из самых оптимистических европейских парламентариев на это надеялся.

Тбилиси тоже чуточку покритиковали, поскольку ПАСЕ сочла, что Грузия “выполнила многие, но не все требования октябрьской резолюции ПАСЕ”.

Россию опять призвали отозвать решение о признании независимости отколовшихся от Грузии республик, а также полностью соблюдать суверенитет и территориальную целостность Грузии, нерушимость ее границ. А также начать расследование нарушений прав человека в зоне конфликта. Грузию же призывают воздержаться от каких-либо действий, которые могут спровоцировать либо усилить напряженность вдоль границ Южной Осетии и Абхазии.
Зато ПАСЕ поддержала принцип участия в переговорах представителей югоосетинского и абхазского народов (само собой, не в качестве признанных государств). И речь идет не только об официальных Сухуме и Цхинвале, но и о прогрузинских правительствах отпавших республик в изгнании.

Вот, собственно, и все. Попытались было в резолюцию включить пункт о возможном лишении российской и грузинской делегаций участия в принятии решений на апрельской сессии, если одна из сторон не выполнит следующих условий. Поскольку ясно, что Россия не отменит признания Абхазии и ЮО, то ясно, в чей огород метили камушком. Но для принятия этого пункта не хватило одного голоса.

Дело, однако, вовсе не в том, лишат российскую делегацию права голоса на сессии ПАСЕ или не лишат (заметим, что в отличие от октябрьской сессии сейчас вопрос об этом не ставился). Не та это структура — ПАСЕ, чтобы от ее резолюций стоило бы приходить хотя бы в легкое волнение. Не хотелось бы обижать людей, работающих в этой организации, но — если отбросить политкорректность, то к ПАСЕ вполне применима формула “ты никто, и звать тебя никак”. Россия состоит в ПАСЕ уже больше десятилетия, но от этого никому ни тепло, ни холодно. А в случае чего те 20 миллионов евро, которые наша страна платит ежегодно в качестве взноса в ПАСЕ, в условиях кризиса вообще можно было бы пустить на более полезные цели. Так что голосить по поводу каких-то там резолюций — справедливые они или нет — не надо.

Комментарии экспертов

Федор Лукьянов, политолог: “С практической точки зрения конкретные меры, которые всегда предлагаются частью парламентариев (например, лишить российскую делегацию слова, заморозить членство и т.д.), фактически никогда не проходят. Но ПАСЕ приняла сколь возможно жесткий вариант резолюции с заметным учетом интересов грузинской стороны и с очень незначительным учетом российской позиции. Но практических следствий резолюция не имеет и не будет иметь. В апреле к этому вопросу вернутся и, видимо, с тем же результатом. Главный вопрос — признание Абхазии и ЮО — это очень долгоиграющая головная боль для России (ибо она не может отказаться от этого признания). И никто из наших серьезных партнеров не последует примеру Москвы в этом вопросе. Все это очень надолго, постоянно будет предметом препирательств, но вряд ли станет каким-то непреодолимым препятствием”.

Александр Пикаев, заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН: “Как правило, резолюции ПАСЕ носят консультативный характер. У нас в СМИ почему-то придают им чрезмерно большое значение. А это даже не позиция Совета Европы, являющегося межправительственным органом. Удивляться прогрузинскому характеру резолюции не стоит: большинство в ПАСЕ составляют парламентарии из стран Запада, где к Саакашвили традиционно неровно дышат. Конечно, эту резолюцию можно расценивать как элемент давления на Россию. Но с требованиями отозвать признание двух республик ПАСЕ переборщила, придав резолюции явно нереалистичный характер. Даже если они хотели, чтобы Россия пошла на уступки по миссии ОБСЕ и наблюдателям ЕС, то этот “довесок” сводит все на нет”.

Поначалу проект “российско-грузинской” резолюции, составленный бельгийцем Люком ван ден Бранде (справа) и венгром Матиасом Йорши, в целом вызвал удовлетворение делегации России. Но после критики коллег текст проекта ужесточили.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру