Фемида на пожаре

Зачем срочно понадобилось менять закон о Конституционном суде?

Дмитрий Медведев считает, что глава Конституционного суда должен назначаться президентом, а не избираться судьями. Неделю назад в Госдуму был внесен законопроект на эту тему. А уже сегодня стоящая перед Кремлем на задних лапках в позе испуганного суслика Дума проголосует “за”…
Но зачем нужно менять существовавший более 10 лет порядок, г-н Медведев обществу так и не объяснил. Почему-то не посчитал нужным.


Напомним: с момента принятия закона о Конституционном суде, то есть с 1994 года, председатель единственного органа, которому позволено давать оценку принятым законам и указам, каждые 3 года избирается тайным голосованием 19 судьями КС. А судьи эти назначаются на должность президентом с согласия Совета Федерации. Дмитрий Медведев полагает, что правильнее — назначать главу КС и его заместителей по той же процедуре, что и судей, то есть указом главы государства с согласия СФ. На 3 года.  

К сожалению, вопросы, которыми задавались многие, узнав о президентской инициативе — “зачем и почему именно сейчас все это нужно?” — так и остались без ответа. Пояснительная записка к законопроекту, как уже писал “МК”, не содержит ни одного слова, объясняющего мотивы неожиданного решения. К тому же нигде и никогда за год с небольшим своей работы президентом г-н Медведев публично не говорил о необходимости срочно поменять порядок наделения полномочиями главы КС.  

Впрочем, за прошедшую неделю Администрация Президента не без труда, но “родила” и озвучила (в основном устами “единороссов”) несколько объяснений. Они же кратко изложены в заключении Комитета по конституционному законодательству, который, конечно же, рекомендует Думе президентский законопроект принять. Но объяснения эти сами вызывают множество вопросов.  

Первое из них — целью закона является “оптимизация процедуры наделения полномочиями председателя КС и его заместителей”. Про оптимизацию говорят, когда действующие правила не очень хороши. Но чем они нехороши? Ни в заключении комитета, ни в пояснительной записке не объясняется. В некоторых комментариях утверждается, что предложенный президентом порядок более демократичен: сейчас вопрос решается 19 гражданами, а будет решаться целой палатой парламента и президентом, причем публично. Но если нынешний порядок недемократичен, почему мы об этом узнаем лишь сейчас, и не из уст гаранта Конституции? Политик-демократ должен уметь объяснять обществу свои решения… И почему бы тогда в борьбе за демократию не вернуться к избранию губернаторов народом, например?  

Второе объяснение — мол, речь идет всего лишь об “унификации” порядка назначения глав всех судов, потому что по той же схеме — указом президента с согласия Совета Федерации — назначаются в России председатели Верховного и Высшего арбитражного судов. Но если это унификация, то почему председатель Верховного суда, к примеру, назначается раз в 6 лет, а председатель КС будет назначаться раз в 3 года?  

Третье объяснение утверждает, что предложение президента “соответствует Конституции РФ”. Еще бы оно не соответствовало! Но ведь и нынешний порядок — избрание конституционными судьями своего председателя — Конституции полностью соответствует…  

И, наконец, предложение президента “отражает мировую практику формирования конституционных судов”. Самая распространенная ссылка — на США, где функции Конституционного суда исполняет Верховный суд, председатель которого назначается президентом. Но назначается пожизненно, а не на 3 года, что принципиально важно. И если уж равняться на мировую практику, то почему только в этом вопросе?  

А почему со столь спорным законопроектом такая спешка? Комитет по конституционному законодательству даже не собирался: мнения членов комитета выяснялись “путем обзвона” в прошлую пятницу. Депутаты неофициально говорят, что “администрация попросила побыстрее”. Что за пожар? Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин избран на 3 года совсем недавно — в феврале. Или его “попросят уйти” — “по-хорошему” досрочно? Но для кого тогда готовится занимаемое им кресло?  

Может быть, на пленарном заседании кто-то из депутатов задаст представителю президента все эти вопросы. А представитель президента на них убедительно ответит. Потому что иначе общественное мнение опять будет вынуждено питаться слухами, уже бродящими по коридорам власти. А слухи пугают: “все неспроста” и “на самом верху готовится очередная спецоперация”…  

Как же надоела эта ваша конспиралогия, господа…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру