Веселый молочник

Коктейль Лукашенко — молоко с ПВО — ударил ему же в голову

Рецепт политики от Лукашенко: смешать молоко и ПВО, взболтать три раза и по выпавшему осадку попытаться прочитать свое будущее… Спонтанность действий нашего союзника наводит на мысль, что именно так в Белоруссии принимаются важные решения. Отказ Батьки от поездки на саммит ОДКБ в ответ на запрет ввоза в Россию белорусских молочных продуктов сложно назвать продуманным, рациональным ходом. Это либо истерика, либо шантаж.

И то и другое Россия видела от своего белорусского коллеги неоднократно.  Ведь, если разобраться, с чего все началось? С того, что министр финансов РФ Кудрин сообщил белорусам «новость»: “ваша экономика неэффективна”. Либо меняйтесь, либо ведите себя скромнее. Что услышали в ответ? Премьер-министр Белоруссии Сидорский сообщил, что белорусская экономика намного лучше российской, поскольку в России есть падение производства, а в Белоруссии — рост ВВП в 1,5%. Вот тут-то братьям-белорусам с помощью врача Онищенко и решили показать, откуда у кого чего растет. Благо повод подвернулся: белорусские молочные производители, привыкшие, что за них все решает Батька, даже не подумали в этом году переоформить техдокументацию на свою продукцию. Хотя в России с 15 декабря прошлого года в действие вступил новый техрегламент. Онищенко предложил переговоры для улаживания проблемы. И что опять услышал в ответ? “У нас проблем нет. Вопрос — надуманный. Молоко в Россию как поставлялось, так и поставляется”. Выяснить, что там, собственно, за новый российский техрегламент, никому в Белоруссии и в голову не пришло. Подумаешь, новый закон — мелочь какая…  

А дальше 10 июня на российско-белорусской границе тормозятся фуры с белорусским молоком и заворачиваются назад. Белорусские производители в ужасе: “это война!”. Лукашенко срочно собирает совбез республики, молочники кричат: “У нас всегда все было в порядке. У нас документы есть!” И показывают Батьке сертификаты соответствия требованиям технического регламента на молоко и молочную продукцию, выданные смоленскими и брянскими санэпидемслужбами в… июле прошлого года. То есть местные производители еще раз подтверждают, что они знать не хотят о новом российском регламенте, который вступил в силу в декабре 2008 года. И что же Батька: впаял своим производителям за халатность и непрофессионализм? Нет. Резолюция белорусского совбеза выглядела следующим образом: “Несмотря на все усилия, предпринятые белорусской стороной по выходу из кризисной ситуации, российская сторона демонстрирует неготовность к разрешению проблемы”.

Конечно, вместо того чтобы сдавать образцы своего молока на анализы, куда эффективнее не поехать на саммит ОДКБ, где должны решаться вопросы создания коллективных сил оперативного реагирования. Мол, а вот как вы без нас теперь будете “реагировать”? Лукашенко так часто заявлял, что его страна — “живой щит” для России от всех угроз, что и сам в это поверил. Между тем внешние границы Союза Белоруссии и России, то есть западные рубежи страны Лукашенко, охраняются совместно. А деньги на обустройство границы идут из союзного бюджета, где большая часть вклада принадлежит России. Кстати, в качестве еще одной “адекватной меры” Лукашенко собирается предложить ввести пограничный и таможенный контроль с Россией. Вопрос: на какие средства он собирается его организовывать? И значит ли это, что он готов похоронить свежеоформленную идею “таможенного союза”, который опять же приносит больше дивидендов Белоруссии, чем России? Искать логику в действиях нашего союзника бессмысленно. МИД России, получив из Белоруссии ноту о том, что Лукашенко не прибудет на саммит ОДКБ, лишь пожал плечами: “Приедет или не приедет — это дело самого Лукашенко, личное решение белорусской стороны, на которое мы повлиять не можем”.
Елена ГАМАЮН.

БАТЬКА ПОДАЛ НА РАЗВОД?

Из-за “молочной войны” Белоруссия решила отложить подписание пакета документов о создании собственных вооруженных сил ОДКБ — Коллективных сил оперативного реагирования. Документы должны были ранее подписать министры обороны стран ОДКБ еще 4 июня. Но подписание было отложено из-за особой позиции Узбекистана и Армении.  

В воскресенье тем не менее министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что пакет документов готов. “Это соглашение о КСОР и документы, касающиеся порядка их развертывания и определения состава”. Но с подписанием все же могли возникнуть проблемы. Начальник юридического управления госсекретариата Совета безопасности Белоруссии Андрей Швед заявил, что подписание документов в рамках ОДКБ должно осуществляться на основе консенсуса, а значит, отсутствие Белоруссии создает правовые препятствия для заключения договоренностей.  

Напомним, что основную часть КСОР будут составлять российские военные — воздушно-десантная дивизия и десантно-штурмовая бригада (около 8 тыс. военнослужащих). Казахстан будет представлен десантно-штурмовой бригадой (до 4 тыс. человек), остальные союзники ограничатся батальоном.

ЭКСПЕРТЫ “МК”

Станислав БЕЛКОВСКИЙ, учредитель Института национальной стратегии:  

— Лукашенко понимает, что добиться от нас уступок по экономическим вопросам он может только с позиции силы. Российские элиты никогда не любили белорусского президента, а теперь союз двух стран приобрел очертания чемодана с оторванной ручкой. Два года назад белорусский лидер взял курс на полностью независимую Беларусь и сотрудничество с Западом. Ход событий привел к срыванию масок — такой тандем уже никому не нужен. Нынешняя ситуация — полный откат России от притязаний на статус доминирующей державы на постсоветском пространстве. На этом фоне заявления о вступлении России в ВТО только в рамках Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном не более чем благовидный предлог для торможения этого процесса. Россия в условиях кризиса не хочет давать конкурентные преимущества товаропроизводителям из других стран.

Дмитрий ОРЕШКИН, независимый политолог:  

— Дело не в молоке. Молочная тема просто стала предлогом для того, чтобы конфликт между Путиным и Лукашенко перешел из тайной в явную стадию. Политическая стратегия Лукашенко — брать ежегодные 5 миллиардов долларов, использовать их для укрепления личной власти и ничего не делать взамен. Терпеть этого до бесконечности Путин не мог. Его политической стилистике свойственно долготерпение, но если партнер не понимает доброй воли — ему вызывают врача. В данном случае это доктор Онищенко. Для Белоруссии это очень серьезно. Для России это полезно. Потому что белорусская продукция, на четверть дотируемая нашим газом, выигрывала конкуренцию у наших же производителей.  

Пикантность ситуации в том, что Лукашенко должен был получить руль в ОДКБ, но обиделся и не приехал. Теперь, благодаря его демаршу, совершенно непонятно, кто будет руководить оборонным союзом. Многие считают, что, если эта параноидальная личность не получит формального руководства в ОДКБ, оборонный союз только выиграет. Но нужно отдавать себе отчет в том, что без Белоруссии нам оборонных вопросов не решить. Там находится наша противовоздушная оборона.

Белорусские автобусы ездят даже по Кубе. И это не только экспортное “средство передвижения”, но и картинка к российско-белорусской экономической интеграции. Понятно, что у Кубы денег на автобусы нет. В обмен Белоруссия получала от Острова свободы тростниковый сахар и продавала России под видом свекольного.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру