Хорошии премьер для терминатора

Арнольду Шварценеггеру готовят неформальную встречу с Владимиром Путиным

Арнольду Шварценеггеру готовят неформальную встречу с Владимиром Путиным
Скульптор с пластилиновым бюстом Путина.
Губернатор Калифорнии на днях примет у себя Владимира Путина. Правда, пока лишь выполненного в бронзе: бюст премьера ему презентуют русские участники турнира по бодибилдингу, который Шварц открывает у себя на родине в марте. У Арнольда уже хранятся почти все “головы” руководителей СССР и РФ. Причем мистер Шварценеггер и не подозревает, что своим личным музеем он обязан бедному питерскому скульптору, который уже начал работать над следующим подарком — бюстом Медведева.

Пластилиновый Путин

Дверь в мастерскую Александра Чернощекова открывается из обычного питерского дворика. При входе сразу русская изба в нос ударяет. Обитые деревом стены и дощатый пол, низкие обшарпанные потолки, а по углам — голые стоят. Кто их оденет? Они же памятники! Сам Чернощеков налепил баб из того, что было, а потом государственными делами занялся — с мужчинами-политиками связался. О чем нам членораздельно говорит пластилиновая голова в одной из комнат.  

— Вы правильно угадали: это прототип того бронзового Путина, которого наши ребята Арнольду повезут, — подтверждает Чернощеков. — А эта пластилиновая “персона грата” мне на память осталась.  

Медленно обхожу бюст с разных сторон: так вот он какой — Путин! А на миллиметр отклонишься — вроде и не Путин никакой. Жаль, сличить нельзя — все-таки вокруг настоящего премьера на расстоянии полуметра мне прогуливаться не приходилось.  

— А представьте, как мне было сложно ваять, — оригинал же мне не позировал! Разве что через телевизор и газеты, — говорит, видя мои сомнения, скульптор. — Мне, прежде чем начать лепить, пришлось проделать работу, чтобы составить фоторобот президента. В Интернете крупных фотографий лица Путина почти нет. А если и есть — только с фасада. С профилем сложней — в него нашего премьера вообще мало кто видел. Путин к народу боком почти не поворачивается! Пришлось напрячь свои связи. Знакомый в кремлевском пуле работает — он мне для такого дела десяток фотографий прислал.  

Карточки красуются на стенде под яркой лампой напротив творения скульптора. Правда, на одной премьер поднял брови, на другой — улыбнулся. А скульптура разве улыбнется в ответ?  

— По ним я и составил у себя в голове полный портрет Владимира Владимировича. Но эмоции, конечно, мешали… И асимметрия лица у каждого живого человека присутствует — на скульптуру ее перенести нельзя. Приходится выправлять… — говорит Чернощеков. — У Путина лицо интересное: черты тонкие, как у средневекового графа. Глаза опять же, плотно облегаемые веками. Рисунок ноздрей своеобразный. Только нос длинноват. В жизни-то он, может, никому в глаза и не кидается. А со скульптуры — прямо орлом глядит! Подрезал малость. И отлил бюст премьера в бронзе.  

После всех этих операций намылился Путин Чернощекова на турнир по бодибилдингу “Арнольд Классик”, чтобы встретиться не только со Шварценеггером, но и с бывшими президентами и генсеками нашей страны, чьи скульптуры собраны в маленьком музее губернатора Калифорнии.  

И с чего вдруг там образовался такой саммит?

Коммандос молодости нашей

Как Александр Чернощеков дошел от Алма-Аты до Калифорнии? В Казахстане наш будущий скульптор родился, учился… Рисовать начал еще в школе. Сначала коней и собачек — близки ему были братья наши меньшие. А как подрос — тут уже Шварценеггером зверски заинтересовался.  

— Арнольд рано прославился как культурист, еще при Союзе — плакаты с его скульптурным телом у нас в школьном спортзале висели. И все мальчишки хотели быть на него похожими, — вспоминает Чернощеков. — Я не исключение. Легкой атлетикой занимался, но даже не приблизился к своему идеалу. Ростом и фигурой не вышел. А образ Железного Арни четко в голове прописался.  

Поступил и отучился Александр Чернощеков в Санкт-Петербургской академии художеств. И голых женщин там рисовал, с натуры. Но они киногерою тоже в подметки не годились. Потом получил мастерскую в центре города — лепи что под руку попадется! И вдруг — рука судьбы…  

…Со Шварценеггером провидение свело Чернощекова в начале 90-х. А точнее, сначала с президентом Федерации бодибилдинга Санкт-Петербурга Дубининым. Он и поведал Чернощекову, что наши спортсмены собираются впервые сверкнуть мышцами на всю Америку посредь турнира “Арнольд Классик”, который открывает сам Конан-варвар.  

— Вспомнил я свои давние мечты и решил кумиру детства сделать сюрприз от себя лично, а заодно и русскую команду пропиарить, — говорит Александр. — Отыскал те старые плакаты, где молодой Шварценеггер позирует в полный рост, и вылепил скульптуру — всего около 40 сантиметров. Федерация помогла мне ее отлить в бронзе. Может, конечно, нехорошо ему памятник ставить: Шварценеггер пока жив и здравствует. Однако спортсменам еще со времен Олимпиад в Древней Греции возводили обелиски при жизни — там был культ здорового тела. Так что бодибилдеры мало чем отличаются от древних греков.  

Наши спортсмены привезли статуэтку Шварценеггера в Америку, но вручить ее на турнире оказалось непросто: Арнольд потерялся среди блестящих накачанных тел культуристов. Только после состязаний его удалось подкараулить у гримерной. В числе прочих поклонников. Арнольд, не подозревая, какой подарок ему заготовил Чернощеков, продирался через толпу в кольце секьюрити. Поняв, что другого выхода наградить артиста по заслугам нет, президент Федерации бодибилдинга Санкт-Петербурга воздвиг скульптуру юного Арнольда у себя на голове.  

— Актер замер и, как Терминатор, повернул голову в сторону нашего брата! — ликует Чернощеков. — “Что это?” — спросил он и жестом попросил людей дать ему пройти. Наши объяснили, что, мол, презент в честь зрительской симпатии и уважения. И Шварценеггер так растрогался, заценив себя в бронзе, что провел моего “посыльного” в гримерку, где часа два с ним разговаривал. Даже важную встречу отменил.  

В той любопытнейшей беседе и выяснилось, что Шварценеггер — это вам не просто квадратная челюсть поверх бездушной горы мышц, это еще и ценитель искусства. И последнего у него дома — хоть жуй. И картины, и монументы, все разные по весу.  

Кроме того, Арнольд сообщил Дубинину следующую политинформацию: мол, он давно выведывает из книг историю нашей коммунистической страны. А поскольку в СССР раньше везде стояли памятники вождей, Шварценеггер был бы не прочь заиметь парочку “тотемов” в свою коллекцию.  

Отсюда и закрутился скульптурно-политический конвейер Александра Чернощекова.

Памятник неизвестного скульптора

— Слепить Ленина оказалось проще простого — до меня это сделали десятки скульпторов, — говорит Александр Чернощеков. — Я просто скопировал один из самых известных бюстов. Наваял много — сантиметров на восемьдесят вышла одна голова.  

Так ровно через год после первого турнира наши культуристы снова сунулись в гости к Шварценеггеру — теперь с бородатым сюрпризом. Решили все в американском стиле обставить: посадили бюст Ленина в большую коробку, у которой стенки одновременно со всех сторон — чпок — и распадаются. А бюст как раз обнажается во всей красе, как черт из коробочки. Однако такая дура не прошла в двери отеля.  

— Пришлось достать Ленина и вносить его в здание отдельно. Коробку же мы на минуту оставили на улице, а когда вернулись, ее уже кто-то смел с лица континента. Или ворюги в Америке процветают, или дворники, решили тогда мы, — смеется Чернощеков. — На турнире в этот раз не пришлось шариться по коридорам: Ленина включили в шоу-программу. Он выступил сразу после вручения наград победителям. Когда два культуриста поднесли Шварценеггеру бюст Владимира Ильича, тот радовался как ребенок. И даже повторил за ними фразу по-русски: “Ленин — жив”. А когда узнал перевод, добавил: “Как и наш Элвис!”  

Дальше — больше. На турнире по бодибилдингу “Арнольд Классик” генсеки сменяли друг друга почти каждый год.  

Сталина Шварц принял с серьезным видом. Насчет Хрущева пришлось его даже немного ввести в курс дела. Наши культуристы снабдили свой жест исторической справкой-анекдотом про “кузькину мать”. Брежневу Терминатор уже не удивился. Когда же Шварц увидел каменные лица Андропова, а следом за ним Черненко, почесал репу и выругался навроде: “Ху из ху?” Для него, как оказалось, советская история заканчивалась на Брежневе. А дальше, по расчетам Терминатора, сразу начинался Горбачев. Тогда эти двое чьих будут? Ну, взял, конечно, — дареным генсекам в зубы не смотрят.  

— Долгожданного Михаила Сергеевича Арнольд сразу узнал: “Однажды он наш народ с Новым годом поздравлял!” — вспомнил он картинку из юности, связанную с окончанием холодной войны, — продолжает скульптор.  

Шварценеггер долго щупал родинку на лбу у последнего генсека, которую мне пришлось сделать немного выпуклой: “Она похожа на Северную Америку! Это печать избранного! После него наши народы подружились”, — нагнал Шварценеггер голливудской мистики.  

— Образом Ельцина я долго не мог проникнуться, — говорит Александр. — Лицо у него простое, под старость припухшее было… И в скульптуре оно комическим выходило. Без должной государственной торжественности. Оставалось разве что его омолодить.  

С Ельциным уже по пути в Америку начались приключения. Сначала он пропал в аэропорту. В ручную кладь бюст не возьмешь, так что его везли в специальном отсеке самолета, как особо ценный груз. Однако по прибытии голова первого президента таинственно исчезла. Потом выяснилось, что ее забыли погрузить в самолет, так что Ельцин добирался до США самостоятельно следующим рейсом. “За голову Ельцина вы будете отвечать своей головой!” — покачивали мышцами русские культуристы перед изумленным взором работников авиакомпании. И автопилот первого президента, как всегда, не подвел. Борис Николаевич прибыл на турнир в целости и сохранности.  

“Борис!” — с ударением на первый слог приветствовал его Шварценеггер. Фамильярность оправдывало то, что звезда Голливуда в 2003 году уже стал губернатором Калифорнии и мог считать, что они с Ельциным из одной песочницы. Даже вспомнил со смехом один инцидент из его государственной деятельности, который показали все телеканалы мира: “Это ваш великий президент и танцор!”  

— С Путиным было все еще сложней: этот бюст вообще многострадальный, — признается Александр Чернощеков. — Сначала его заказали не мне, а другому скульптору, который просил меньше денег. Хотя я сам всегда брал за свой труд чисто символические гонорары. Видимо, тому ваятелю ответственность показалась столь велика, что он работал над своим произведением около четырех лет. А потом устыдился показать своего Путина хоть кому-нибудь и уничтожил дело рук своих.

Тогда культуристы вернулись к уже, казалось бы, привычному Арнольду Шварценеггеру скульптору. Только вот признает ли его киноактер, если встретит на улице или даже просто услышит фамилию Чернощекова?  

— Я как-то смотрел передачу, где Шварц демонстрировал свой музей изобразительного искусства, — говорит Александр. — Он рассказывал про разных русских вождей. Якобы со Сталиным он ведет долгие беседы. А от Ленина исходит некая энергия, которой Арнольд подзаряжается, Это хорошо, значит, в моих скульптурах есть жизнь, — радуется мастер.  

А пока супергерой расхаживает по своему дому-музею и воображает себя эстетом, простой русский скульптор Александр Чернощеков готовит ему в своей избушечной мастерской новый подарок…  

— Коллекция Шварценеггера будет неполной без нынешнего Президента России, — считает он. — У Медведева лицо, на мой взгляд, менее выразительное, чем у Путина. Открытый взгляд, прямой нос, особых примет нет. Поэтому уловить его образ будет непросто. Да и фотографии опять же придется где-то добывать окольными путями.  

Иногда до скульптора дозваниваются иностранные журналисты и интересуются, правда ли, что именно он сделал все эти работы для Шварценеггера. Говорят, когда они называют его имя и фамилию пресс-секретарю Железного Арни, тот отвечает, что актер никогда не слыхал про такого скульптора.  

— Обидно, ведь все мои работы подписаны. Правда, по-русски… — вздыхает Чернощеков.  

Александр мечтает в следующий раз поехать в Америку вместе с культуристами и бюстом Медведева, чтобы наконец пожать руку артисту, которому посвятил столько своих работ.  

— На это нужны большие средства, я же делаю все эти бюсты для Федерации бодибилдинга за символическую плату. Можно сказать, за идею и в память о детстве, — говорит он. — Хотя мне озвучивали такие цифры: бюст конкретного лица на заказ стоит от 300 тысяч до миллиона рублей! В зависимости от сложности работы.  

Thank you от Арнольда Шварценеггера по данному курсу можно оценивать на вес золота.  

Санкт-Петербург—Москва. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру