Происходящее на киевском Майдане последние дни кажется тоже не частью современной действительности, а бесшабашной полувойной-полупирушкой из Средневековья. В центре украинской столицы горят костры, возводятся бессмысленные конструкции (которые коммунальные службы в итоге убрали за полдня), а решившие стать европейцами горожане, сдобренные футбольными фанатами, праздной молодежью и уличными сумасшедшими, побросали все дела, чтоб биться с милицией, захватывать здания и крушить памятники.
Вроде бы все правильно: не доволен действиями правительства — заяви об этом. Выйди на площадь, скажи свое «нет», реализуй гражданские права. За права действительно не только можно, но и нужно бороться. Только игнорировать уроки истории нельзя, отбрасывать опыт поколений нельзя и забывать, какой на дворе век, тоже нельзя.
Буйствующие день за днем на площадях вызывают прежде всего недоумение. Первые два-три дня собравшиеся выпускали пар, эмоции били ключом, а коллективное воодушевление звало штурмовать госучреждения. Но вот мэрия захвачена, костры посыпает снег, а жизнь в стране медленно, но верно замирает. Митингующие уже не столько митингуют, сколько раздраженно ждут развязки. Что дальше делать, абсолютно непонятно. А всем прочим непонятно, из-за чего было столько шума. Правительство и высокопоставленные чиновники заявили, что необходимо еще раз трезво оценить все плюсы и минусы евроинтеграции. Подготовка соглашения — долгий и сложный политический процесс. С очень важными для будущих поколений последствиями.
Сами оппозиционеры теперь, кажется, смущены. Ну не извиняться же им теперь, еще чего! Нападение — лучшая защита, поэтому руководители митингов выкинули новый лозунг — «Долой правительство!». Правительство недостаточно быстро подписывает договоры с ЕС? В отставку его, найдем другое. А до кучи распустим спецназ — много себе позволяет. Уж если анархия, то полная.
Можно попробовать представить на минуту этот сценарий: Украина лишилась правительства, социальных служб и правоохранительных органов. Вот только реальность скорее всего окажется страшнее любой фантазии.
И что же в ситуации хаоса будут делать лидеры Майдана? Наверное, снова вытащат что-то из арсенала Средневековья, может быть, покажут на площади рождественскую мистерию. Может быть, Яценюк и Тягнибок накормят украинский народ пятью хлебами? А Кличко вместо разогнанной украинской милиции защитит народ, достав из кладовых запылившиеся боксерские перчатки?
Мнение, что Майдан — это лишь способ граждан выражать свое мнение, — иллюзия, вернее обман. Задачу общественной трибуны он уже выполнил, теперь решаются куда более глобальные вопросы. Один из них — дестабилизация ситуации в стране. Вначале протест парализовал центр города. Встал транспорт, закрылись госучреждения, киевляне стали тратить часы, чтобы попасть домой. Дальше — больше. День за днем — пустующие рабочие места и аудитории институтов, перебои производства, встала работа Верховной Рады и кабмина.
Но разве это решает чьи-то проблемы? Все ровно наоборот. Тупик, в который зашла оппозиция, обернулся стагнацией для всей страны. Пока что беспорядки в Киеве продолжаются две недели. Но если они затянутся до двух месяцев, убытки страны составят колоссальную сумму — 5% от объема ВВП. Все логично: страна — это люди, которые в ней живут и работают. Если люди перестают жить и работать, со страной происходит то же самое. То есть если граждане выбирают для себя палаточный городок на Майдане, то и вся Украина постепенно дойдет до состояния палаточного городка.
Пока страну удается удержать от скатывания по кризисной наклонной. Министр социальной политики и труда Наталья Королевская рапортует о том, что пенсии и соцпособия выплачиваются вовремя. Вопреки всему госслужбы поддерживают обычный режим работы. Там как нигде понимают — неделя-две простоя, и коллапс неизбежен. Первый вице-премьер Сергей Арбузов напоминает: если сценарий Майдана будет воплощаться и дальше, страну ждут большие трудности. Говоря конкретнее — разруха. Делать революцию — это вообще большая ответственность. Она требует трудных решений и огромной работы. Вот, например, большевики в 1917 году одно такое решение приняли — начался террор.
Ясно, что страна с развалившейся промышленностью, парализованной экономикой, беспределом на улицах, неработающими гражданами и необразованными студентами вряд ли будет рассматриваться Евросоюзом как желанный партнер. Европа любит Средневековье все-таки как часть истории или как аттракцион на ярмарке. Но едва ли как перспективу развития. Тогда зачем этим путем идти Украине? Или, если переформулировать этот вопрос, кому выгодно выставить Украину в невыгодном свете?
Если обитатели Майдана сами искренне хотят сделать жизнь Украины лучше, им надо вспомнить, что сейчас не 12-й, а 21-й век. Что надо не ломать вражеских идолов, а работать. Что надо не разводить костры на площади, а жить дома и заботиться о своей семье. Что надо не потрясать «дубиной народной войны», а садиться за стол переговоров и решать проблему. Как это, кстати, принято делать в современной Европе.
Алексей НИКОЛАЕНКО.