Российский неоконсерватизм

Президент РФ стал лидером консерваторов мира

В современном мире, переживающем экономические кризисы, войны и ломку цивилизационных стереотипов, все отчетливее проявляется новый тренд — растущий запрос общества на консерватизм, на сохранение привычных ценностей и образа жизни. При этом лидером мировых консерваторов политологи все чаще называют президента России Владимира Путина.

Президент РФ стал лидером консерваторов мира

«Основными чертами новой консервативной политики Владимира Путина стали приверженность традиционным ценностям, рациональность, последовательность позиции», — уверен президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, представивший накануне свой доклад «Путин — новый мировой консервативный лидер».

Разбирая основные черты политики российского президента и занимаемую им по самым разным вопросам позицию, политолог приходит к выводу, что Владимир Путин в последнее время достаточно наглядно продемонстрировал свою готовность и способность защищать привычные ценности. Причем делает он это не только в отношении россиян, но и в мировых масштабах. Четкая консервативная позиция и привлеченные ею серьезные союзники уже сделали Путина самым влиятельным политиком в мире, что и было подтверждено недавним рейтингом журнала Forbes.

«Да, Владимир Путин осуществляет консервативную политику, он и сам называет себя умеренным консерватором. Ряд внешнеполитических успехов — Сноуден, Сирия, твердая позиция России, которая позволила Украине отказаться, по крайней мере, сейчас, от подписания невыгодного соглашения об ассоциации с Евросоюзом — побудили западных наблюдателей пересмотреть представления о Путине в мировом контексте. Ему стали присваивать всякие громкие титулы: самый влиятельный человек и так далее. Из-за того, что на Западе существует много проблем и они не решаются, а неолиберальные подходы не работают, фигура человека, который говорит и делает другое, причем делает это систематически, вызывает интерес. Владимир Путин начинает превращаться в альтернативную фигуру на мировой арене. И если сложить все это, у нас есть все основания сказать, что Владимир Путин — новый мировой лидер. Звучит это несколько непривычно, но это так», — заявил политолог Алексей Зудин.

Основой международного признания российского лидера являются успешно реализованные им инициативы, прежде всего — на Ближнем Востоке. Разрешение сирийского кризиса, в котором на протяжении нескольких лет вязли все усилия ООН и региональных игроков, показало, что фактически Путин уже сейчас действует эффективнее этой международной организации.

«Вместе с Путиным влияние и авторитет России выросли гораздо выше авторитета такой организации, как ООН, которая не смогла решить проблему Сирии. А российский президент смог. Он практически предотвратил нападение США и НАТО на Сирию и таким образом не допустил начала третьей мировой войны. И моральная позиция Путина по отношению к Сирии намного выше, чем у противников России, которые одновременно поддерживают террористов в борьбе против президента Сирии Башара Асада и требуют немедленной военной интервенции», — отмечал недавно в своей статье в «Известиях» (http://izvestia.ru/news/561483) известный финский политолог Йохан Бекман, доцент социологии права университета Хельсинки.

По его словам, инициатива Путина доказала, что он не только защищает Сирию от агрессии США и НАТО, но и защищает суверенитет любой нации, равно как и волю народа любой демократии. В то же время успешный опыт решения сирийского вопроса дает надежду на столь же благополучный исход и другой застарелой региональной проблемы — иранской атомной программы, с каждым годом вызывающей все большие опасения и раздражение мирового сообщества.

Последовательность отстаивания своей позиции является сильной стороной Путина и обеспечивает доверие к нему, уверен Дмитрий Абзалов. «Непоследовательность представителей ЕС стала причиной отказа от ассоциации с Украиной. Изменение условий пакетного соглашения за несколько месяцев до подписания поставило крест на интеграционном проекте. А непоследовательность в отношениях с Египтом нанесла удар по американским интересам в Египте. Запросы на политическую ответственность, долгосрочный характер деятельности особенно остры на фоне сиюминутных односторонних демаршей, дестабилизирующих системы», — отмечает он в своем докладе.

Еще одним слагаемым успеха и важнейшим направлением деятельности российского президента в последние годы является защита семейных ценностей, выгодно отличающая Путина от американских неоконсерваторов. Позиция главы российского государства по семейному вопросу носит неагрессивный, но твердый характер, сближающий Путина, например, с германскими политиками из блока ХДС/ХСС. Она отвечает мировоззренческим представлениям большинства жителей практически всех стран мира, что лишний раз подтверждают, например, марши против легализации однополых браков, собиравшие в прошлом году во Франции по несколько миллионов человек. Подобные мероприятия проходили и в других странах мира.

«В Европе пропаганда гомосексуализма — это норма, и даже в детских садах предлагают выбрать ребенку ориентацию. Это разрушает психику человека, ребенка. В России принят очень правильный закон о запрете гей-пропаганды, — отмечает Йохан Бекман. — На Западе гомосексуалисты — это профессия. Человек, став гомосексуалистом, идет в политику. Ему проще добиться карьерного роста, он может стать известным человеком и получить голоса на выборах. У нас очень много таких людей — они идут на выборы и просят за них голосовать, а тех, кто не голосует, обвиняют в нетерпимости и отсутствии толерантности».

Другим качеством, делающим Путина признанным лидером всемирных консерваторов, стала рациональность. Она особенно важна сегодня, когда в результате затянувшегося экономического кризиса ни избиратели, ни политики не готовы больше платить за невыгодные решения. Интерес представляют конкретные проекты, обеспечивающие рост числа рабочих мест или рост покупательной способности. При этом защита традиционных ценностей и рациональность являются частью одного запроса: первая позиция касается сохранения социального характера образа жизни, вторая — экономического, констатирует Дмитрий Абзалов в своем докладе.

Тренд защиты традиционного образа жизни, таким образом, выходит в мировой политике на передний план. Именно в этом тренде работает Владимир Путин, в нем же движутся политические элиты Японии, Китая, Турции, Германии, США и ряда других стран. В мировом рейтинге влиятельных людей Forbes за 2013 год восемь политиков из первой десятки являются консерваторами и обладают высокими рейтингами доверия. Оставшиеся двое «левых» — Франсуа Оланд и Барак Обама — заметно уступают им по этому показателю.

«Консерватизм воспринимается как положительное явление. Это форма защиты от сложных ситуаций. Но обманчиво думать, что при этом сам лидер консервируется. Нет, он развивается, и это есть основное отличие российского нового консерватизма», — уверен Абзалов. По его словам, развитие мирных внешнеполитических инициатив, защита семейных ценностей и рациональность проектов вместе с последовательностью отстаивания своей позиции обеспечивают доверие Путину не только внутри России, но и в международном сообществе. Фактически новое консервативное лидерство может стать базой для третьего президентства Владимира Путина, полагает эксперт.

Илья ПЛОТНИКОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру