17 лет у заветной двери

Кто выиграет, а кто потеряет от вступления России в ВТО?

После подписания меморандума между Россией и ЕС о снятии последних барьеров на пути во Всемирную торговую организацию (ВТО) вновь заговорили о плюсах и минусах членства в этом мировом торговом клубе.

Кто выиграет, а кто потеряет от вступления России в ВТО?

Проигравшие

Начнем — не по русской традиции — за упокой. Больше всех от вступления в ВТО теряют лоббисты, тесно связанные непосредственно с правительством. Москва осознанно срывала договоренности. Во-первых, еще начиная с 2004 года, когда было подписано двустороннее соглашение с ЕС, Москва тянула с реализацией ряда обязательств: выравниванием экспортных и внутренних железнодорожных тарифов и обеспечением транспарентности при установлении авиасборов при перелетах через Сибирь. Во-вторых, российское правительство в нарушение правил ВТО подписало 23 соглашения об автосборке (запчасти в этом случае ввозятся беспошлинно) с рядом иностранных автопроизводителей. В-третьих, с целью установления в России полной переработки древесины резко увеличились экспортные пошлины. Так вот, такого рода художества после вступления в ВТО станут невозможными.

Разумеется, после официального вступления в ВТО должны были пострадать и ряд вполне необходимых для российской экономики отраслей, так как уровень технологий и рентабельности в них резко уступает многим зарубежным конкурентам. 10 лет назад к лузерам относили сельское хозяйство (вместе с переработкой), авто- и авиапром, химию, мебельную и текстильную промышленность, а также финансовый и металлургический секторы. Но затем выяснилось, что кого-то, например производство широкофюзеляжных самолетов, не спасти, сколько туда ни заноси бюджетных денег, а остальных вполне можно оставить на плаву.

Победители

Российские переговорщики договорились о реальном снижении нынешних импортных пошлин (а также либерализации условий доступа) в ряде чувствительных отраслей в течение 5—7 лет после официального вступления в ВТО, в страховом бизнесе — 9 лет. В результате эти отрасли получили реальные шансы выжить. А потребители их услуг, хотя бы и через 5—9 лет, смогут наконец приобретать высококачественные товары и услуги по приемлемым ценам.

Наиболее яркий пример — автопром. Сейчас ставки пошлин на иномарки установлены (последний раз их повысили в разгар кризиса в 2009 году) на уровне 30% (сверх этой суммы взимается еще и НДС в размере 18%). В августе этого года премьер Владимир Путин, путешествуя по трассе “Амур”, предупредил отечественных потребителей о дальнейшем возможном повышении пошлин до запретительного уровня. Тем, кто не достиг олигархического уровня потребления, предлагалось ограничить свои аппетиты либо продукцией “АвтоВАЗа”, либо брендовой сборкой. Хорошо, что по соглашениям с ВТО в течение 7 лет после официальной даты принятия в эту организацию российское правительство обязано снизить нынешнюю ставку до 15%. В принципе, можно и меньше. Выгода для потребителей налицо. Но и у производителей остается масса времени для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность. В том числе с помощью иностранных производителей, например группы Renault-Nissan.

У рухнувшей авиапромышленности тоже остается немного шансов. Если наладить производство дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов в одиночку не удастся (тем более что пошлины на них обещано обнулить), то вполне реально включиться в процесс их интернационального производства, а заодно спасти еще среднемагистральный авиатранспорт, тем более что пошлины в размере 10% все же сохранят (сейчас 20%).

Есть также надежда на существенное улучшение обслуживания клиентов на финансовых рынках. Открывать филиалы иностранным банкам не разрешили, зато долю зарубежного капитала на рынке разрешили увеличить до 50% с сегодняшних 25%. В результате после присоединения к ВТО можно ожидать массированного притока банковских капиталов из-за рубежа (что, естественно, принесет новые технологии и улучшение качества обслуживания).

Повезло в конечном итоге даже сельскому хозяйству. В сентябре этого года Кернская группа (Австралия, Аргентина, Канада, Новая Зеландия) “разрешила” министру сельского хозяйства Елене Скрынник удвоить господдержку аграриев к 2012 году (с $4,5 млрд. до $9 млрд.), правда, также с условием вернуться к нынешним цифрам к 2017 году.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру