Кто с мячом к нам придет, тот не пожалеет

Чемпионат Европы по футболу для Польши — больше, чем просто чемпионат

Чемпионат Европы по футболу для Польши — больше, чем просто чемпионат

После свержения коммунизма, вступления в НАТО, а потом и в Евросоюз чемпионат Европы по футболу, который пройдет в Польше и на Украине летом этого года, воспринимается у нас как очередной важный шаг страны, устремленный в будущее.

Польских болельщиков не особенно волнует уровень национальной сборной. Распространенное мнение о команде Франтишека Смуды таково: как тренер, так и сами игроки — не гении, и Европу они завоевать не смогут. Хотя Смуда — везучий (и это тоже общее мнение), что подтвердила жеребьевка чемпионата Европы. На предварительном этапе Польша будет играть с Грецией, Чехией и Россией, и для всех, даже мало понимающих в футболе людей, ясно, что это самая слабая группа.

Поэтому, если команда Смуды останется за бортом уже после первых матчей, это станет всенародной трагедией. И проблемой для правительства Дональда Туска, так как футбольное разочарование в какой-то степени может сказаться на рейтинге коалиции «Гражданская платформа — Польская крестьянская партия». Если же поляки выйдут из группы, выиграв при этом у россиян (исторически так сложилось, что любая «конфронтация» с Германией и Россией вызывает у нас сильные эмоции), то и Туску будет полегче.

Впрочем, иррациональная связь игры футбольной сборной с рейтингом правительства не является польским изобретением. Если греки в 2012 году завоюют титул чемпиона, как это было 2004-м, наверняка обществу будет легче смириться с болезненными реформами, призванными спасти страну от дефолта.

Но пока это тема будущего — чемпионат начинается только в июне, с матча в Варшаве. А сегодня Евро-2012 присутствует в польской политике и на польских кухнях в виде споров о строительстве автострад и приличных дорог вообще, а также о ремонте вокзалов, большинство из которых находится в плачевном состоянии.

В стране, которая уже восемь лет является членом Евросоюза и граждане которой уже свыше 20 лет (сегодня — даже без паспорта) ездят по Европе и миру и материально становятся все более состоятельными, дороги являются показателем стремления к средним западным стандартам. Именно средним, потому что многие поляки считают, что наша страна в некоторых сферах все еще отстает от других членов ЕС.

Состояние дорог больше всего отличает нас от Германии или Италии. Непонятно, почему за два десятилетия свободы в Польше не удалось построить нормальную сеть автострад, благодаря которым из Варшавы в Катовице (около 290 км) можно было бы доехать за 2,5 часа, а не за четыре. Но, с другой стороны, Польша — не Россия, у нас расстояние между самыми отдаленными пунктами — всего 800 км.

Власти нашли своеобразное решение этой проблемы. Они собираются принять специальный закон, который разрешит пользоваться недостроенными автострадами: не будет разделительных барьеров между полосами шоссе, недоделанными останутся и обочины. Ну а когда чемпионат закончится, движение опять перекроют, чтобы все достроить, — мы же мастера временных решений!

Но и это еще не конец проблем. Срывы сроков строительства настолько большие, что дорабатывать все приходится наспех, и порой кажется, в ущерб качеству. Когда снег растаял, оказалось, что на фрагментах автострад, еще закрытых для движения, уже появились трещины. Говорят, их можно залатать — мы в Польше и не такие дыры латали...

Этой ситуацией пытается воспользоваться оппозиция — как левая, так и правая. Как водится в политике, в такие моменты каждый забывает о собственных грешках. Левые за время своего многолетнего правления в 1990-х годах немного сделали для улучшения качества дорог. Но и правые оказались не лучше. Что ж, во всем мире у политиков короткая память, если в данный момент им это выгодно для зарабатывания голосов избирателей.

Сейчас в Польше впопыхах строят аэропорты (с этим как раз все хорошо), стадионы уже готовы (и это очень красиво), строятся большие и маленькие гостиницы, а вот с железнодорожными вокзалами дела обстоят хуже.

Человек, который сейчас сядет на поезд на Белорусском вокзале в Москве и выйдет на Центральном вокзале в Варшаве, может испытать шок. Грязь и дурной запах — такими будут его первые впечатления. В случае с вокзалами гонка со временем сравнима с автострадами. Впрочем, тут счастливый финал, кажется, более реален — вокзал в Варшаве уже больше напоминает вокзал, чем ночлежку для бомжей и место встреч жуликов. Тут тоже, скорее всего, окажется, что мы мастера мобилизации в чрезвычайных ситуациях. Так было в августе 1980-го, когда началось разрушение коммунистического режима. Или в 1989 году, когда на первых свободных выборах поляки «разбили» коммунистов, и когда мы потом упорно работали, убеждая Еврсоюз, что Польша достойна стать его членом. Благодаря решительным волевым подъемам Польша сегодня — свободная, демократическая страна, которая с каждым годом становится богаче.

А еще Польша — это безопасная страна с хорошо развитой сетью услуг в каждом городе. Вопреки, возможно, распространенному в России стараниями некоторых политиков заблуждению, поляки дружелюбно относятся к русским. Мы вообще очень похожи по менталитету: открытые, гостеприимные и общими усилиями любим водку (мне лично больше нравится русская, но и польская, поверьте, довольно вкусная). Нам легче понять друг друга еще и потому, что старшее поколение училось русскому в школе (и сегодня все больше молодежи учит этот язык). Кроме того польский и русский очень похожи. На бытовом уровне — почти никаких проблем. Поляки обожают русскую литературу, особенно классику XIX века.

Скучать в Варшаве российским болельщикам не придется. Здесь полным-полно кафе, ресторанов и кабаков — больше всего в районе исторического центра, который стоит посмотреть (особенно Королевский замок — рекомендую). Из центра до Национального стадиона, расположенного на правом (восточном) берегу Вислы, можно дойти пешком минут за 25. Доехать на такси — в пересчете на вашу валюту — рублей за 300, а общественным транспортом — и вовсе за 26. В Варшаве есть метро, но всего одна ветка, и она не дотянулась до стадиона (хотелось бы иметь в Варшаве Московский метрополитен, но пока — увы).

Выпить кофе в Варшаве можно за 80–100 рублей, пиво — за 80. Самый дешевый обед в кафе быстрого питания обойдется примерно в 150 рублей, а шаурма, в Польше называемая кебабом, — в 110 рублей. В хорошем же ресторане можно плотно пообедать примерно за 800 рублей, но я бы советовал быть готовым потратить рублей 1000–1200. С проживанием тоже не должно возникнуть проблем. В самых дешевых хостелах и гостиницах можно переночевать за 500 рублей (без завтрака), а для тех, кто готов платить больше, выбор гостиниц, вплоть до пятизвездочных, довольно большой.

Даже если мы потерпим на Евро обидное спортивное поражение, в качестве утешения нам останутся воздвигнутые ударными темпами стадионы, сеть современных дорог (даже если после чемпионата их придется доводить до ума) и отремонтированные вокзалы. А еще — чувство гордости за то, что мы как организаторы не ударили в грязь лицом. Хотя бы ради этого стоило стать одной из стран — хозяев чемпионата Европы по футболу.

В заключение хочется дать вам один дружеский совет в связи с чемпионатом мира, который пройдет в России в 2018 году. Особенно не переживайте! Вместо того чтобы расстраиваться из-за мелочей (где-то не достроили дорогу, где-то не успели покрасить стену вокзала), лучше радоваться тому, что в вашей стране проходит огромное международное событие. Хотя кого я учу... Мы, поляки, сами любим жаловаться на все вокруг и упрекать друг друга в ошибках, вместо того чтобы гордиться успехами. Видимо, это что-то общеславянское.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру