Праздник относится к числу двунадесятых (двенадцати главных в православии). Дата празднования — не переходящая, то есть отмечается каждый год в один и тот же день 25 марта (7 апреля по новому стилю).
Дата рассчитана относительно Рождества Христова, которое приходится на 24–25 декабря (6–7 января по новому стилю). Соответственно, непорочное зачатие Девы Марии отнесли за девять месяцев до Рождества Христова.
Библейская основа праздника
Матерью рождающегося в мир Спасителя Бог определил стать Деве Марии. Через Нее воплотился на земле Единородный Сын Божий.
О рождении Девы Марии, ее детстве и отрочестве повествует церковное предание. Согласно ему, Мария была единственной дочерью благочестивых родителей Иоакима и Анны, которые много лет молились о даровании им ребенка. Расценив появление дочери на свет как чудо, они обещали Господу, что девочка посвятит себя служению Богу. Когда Марии исполнилось три года, родители привели ее в Иерусалимский храм. Первосвященник через Святого Духа понял высокое предназначение стоящей перед ним девочки и ввел ее в святая святых в храме — место особого присутствия Бога.
Мария воспитывалась при храме, Она дала Богу обет девства. По достижении определенного возраста Мария была поручена священниками Иосифу и переехала к нему в галилейский город Назарет.
Святой Иосиф Обручник происходил из рода царя Давида, но жил скромно, выбрав работу плотником. По некоторым источникам, он был вдовцом, в первом браке у него родились четыре сына и две дочери. После того как его первая жена ушла из жизни, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Он находится уже в очень зрелом возрасте, когда был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.
Описание события передачи Деве Марии Благой вести содержится в Евангелии от Луки (1:26–38). Согласно преданию, в тот день Дева, знавшая Священное Писание, размышляла о пророчестве Исайи, которое гласило: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, что в переводе значит: С нами Бог» (Ис. 7:14; Мф. 1:23; Лк. 1:31).
Внезапно перед ней предстал архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! … Ты обрела благодать у Бога: и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (Лк. 1:28–31).
Мария удивилась, потому что дала обет девства. Тогда архангел объяснил, что зачатие произойдет чудесным образом, от Святого Духа. Она смиренно ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
С этого момента началось воплощение Сына Божьего.
Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 1:18-24), Иосиф, узнав, что Она беременна, желал «тайно отпустить Её». Однако ему во сне явился Ангел Господень и сказал: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После такого пророчества, как гласит Евангелие, «Иосиф принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».
Духовный смысл праздника
Благовещение имеет двойной смысл: явление милосердия Божьего по отношению к людям и принятие человеком этого милосердия, Благой вести.
Благовещение символизирует начало спасения человечества. С момента согласия Марии исполнить волю Бога началась реализация Божественного плана искупления людей.
Праздник учит:
- Смирению (Мария приняла волю Божью, хотя не до конца понимала, как все произойдет).
- Доверию к Богу (Господь управляет жизнью каждого человека).
- Радости (праздник напоминает, что Бог всегда рядом и приносит Благую весть).
Традиции и обычаи
В церкви происходит праздничное богослужение. Богослужебный устав подчеркивает особую радость этого дня, ведь Благовещение — это «начало спасения человечества».
Тропарь (глас 4)
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак (глас 4)
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
На Благовещение в Великий пост разрешается употреблять в пищу рыбу, однако если праздник приходится на Страстную седмицу, дозволяется только вкушение елея, то есть пищи с растительным маслом. Воздержание в рыбе распространяется на всю Страстную седмицу, вне зависимости от праздника.
Православным в этот день настоятельно рекомендуется посетить службу, исповедоваться и причаститься.
На Благовещение разрешено совершать таинство крещения.
На близкие отношения в этот день церковь накладывает запрет даже венчанным супругам.
Иногда случается редкое событие: Благовещение выпадает на Пасху Христову. Такой праздник именуют Кириопасха (от греч. «κύριον πάσχα» — Господня Пасха, Истинная Пасха).
Последний раз такое совпадение произошло в 1991 году.
Народные обычаи
- Запрет на работу
Считается, что на Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».
- Выпуск птиц на волю
Одна из самых красивых традиций. Люди издавна отпускали заранее пойманных птиц (голубей, чижей, других лесных птах), символизируя этим духовную свободу и благодать. В древности, откуда идет этот обычай, люди верили, что лесные птицы, выпущенные на волю, будут ходатайствовать перед Господом за своих освободителей. Кроме того, голубь всегда был символом благой вести от Бога. И поныне летящие на Благовещение в небо голуби олицетворяют благую весть о рождении Спасителя, которую архангел Гавриил принес Богородице.
- Выпекание просфор
Традиционно на Благовещение в крестьянских избах хозяйки пекли просфоры по числу домочадцев. Их освящали в церкви, потом съедали. Крошки от освященных просфор добавляли в корм домашним животным и в семена. Считалось, что благодаря этому урожай будет богатым, а скот — плодовитым и здоровым.
Сегодня просфоры также можно испечь, освятить в церкви, съесть самому и раздать близким.
- «Заклички», «веснянки»
На Благовещение русские люди испокон века «закликали весну». Для этого пели «веснянки», или, как их еще называли, «заклички». Они разжигали большие костры и водили хороводы вокруг огня. Девушки и парни пели, призывая «весну красную».
В песнях звучали имя Богородицы и просьбы о хорошем урожае. Кроме Господа и Божией Матери в таких песнопениях люди обращались к весне и к птицам.
- Приметы
- Хорошая погода в этот день — к теплому лету.
- Снег — к урожаю.
- Дождь — к грибному лету.
- Если человек родился на Благовещение — будет счастлив всю жизнь.
Иконография Благовещения
- На иконах Благовещения обычно изображены
Архангел Гавриил (в левой части иконы, с поднятой рукой — символом Благой вести). - Богородица (в правой части, либо с книгой, либо с пряжей — как символ ее смиренного труда).
- Лучи света (символ Святого Духа, сошедшего на Марию).
Благовещение — праздник радости, надежды и начала спасения мира. Он напоминает, что даже в самые сложные моменты Бог управляет нашей жизнью и несет человеку благую весть.