Великий Понедельник Страстной седмицы

Страстная седмица — это особое время в жизни каждого христианина, когда мы духовно сопровождаем Христа на Его крестном пути.

Великий Понедельник Страстной седмицы
Источник: recraft.ai

тестовый баннер под заглавное изображение

Содержание:

Введение в дни Страстей Христовых

Великий Понедельник, первый день этой святой недели (в 2025 году выпадающий на 14 апреля), задает тон всему последующему богослужебному циклу. В этот день Церковь предлагает нам два ключевых образа: ветхозаветного Иосифа Прекрасного и евангельскую историю о бесплодной смоковнице. Эти образы становятся духовными ориентирами, помогающими осмыслить грядущие события Страстей Христовых.

Богослужение: от утрени до повечерия

Богослужение Великого Понедельника отличается особой глубиной и насыщенностью. Утреня начинается с проникновенного тропаря: «Се Жених грядет в полунощи...» — напоминающего о необходимости духовного бодрствования. Центральным моментом становится чтение Евангелия (Мф. 21:18-43), где повествуется о проклятии бесплодной смоковницы и притче о злых виноградарях.

На часах (3-й, 6-й и 9-й) продолжается чтение Евангелия — в приходской практике обычно от Иоанна до 13:31. Особое внимание уделяется 6-му часу, где вместо привычного пророка Исаии читается пророчество Иезекииля с его таинственными видениями. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров завершает дневной цикл, а вечером совершается Великое Повечерие с трипеснцем преподобного Андрея Критского.

Два ключевых образа дня

  • Иосиф Прекрасный — прообраз Христа

 История Иосифа, проданного братьями в рабство (Быт. 37), становится ярким прообразом грядущего предательства Христа:

  • Любимый сын Иакова — как Христос, возлюбленный Сын Отца
  • Ненависть братьев — как отвержение Христа соплеменниками
  • Продажа за серебро — прообраз предательства Иуды
  • Возвышение в Египте — предвестие воскресения и славы Христа
  • Бесплодная смоковница — образ нераскаянной души
     Проклятие смоковницы (Мф. 21:18-22) — не акт жестокости, а глубокий символ:
  • Дерево с листьями, но без плодов — образ внешней религиозности без внутреннего содержания
  • Мгновенное иссушение — знак Божьего суда над бесплодием
  • Урок духовной бдительности: «Блюди убо, душе моя, не сном отяготися...»

Евангельские притчи: предупреждение и призыв

В храме в этот день звучат две важные притчи:

  1. О двух сыновьях (Мф. 21:28-32) — показывает ценность не слов, а дел.
  2. О злых виноградарях (Мф. 21:33-44) — раскрывает:
  • история Божьего домостроительства
  • отвержение пророков и Христа
  • перенесение Царства Божия «народу, приносящему плоды его»
    Источник: recraft.ai

Духовные уроки Великого Понедельника

  1. Призыв к плодоношению
     Церковь молится: «Наказания иссохшей за бесплодие смоковницы убоявшись, братья, принесем достойные плоды покаяния...»
  2. Предостережение от формализма
     Внешнее соблюдение традиций без внутреннего преображения — путь к духовному опустошению.
  3. Подготовка к сораспятию
     Стихиры призывают: «Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся...»
  1. Напоминание о Втором пришествии
    Евангельское чтение на литургии (Мф. 24:3-35) возвращает нас к эсхатологической перспективе.

Исторический контекст богослужения

Традиция празднования Великого Понедельника восходит к III веку. В древнем Иерусалиме IV века служба совершалась в часовне Воскресения, а вечерня — в базилике Мартириум. Со временем сложился современный чин с его особенностями:

  • чтение всего Четвероевангелия в первые дни Страстной седмицы (с IX–XI вв.)
  • появление трипеснцев Андрея Критского и Космы Маюмского (VIII в.)
  • чтение Евангелия на утрене (с XVI в.)

Искусство и символика

В русской живописи XIX века (например, у Константина Флавицкого) сюжет о продаже Иосифа становится популярным образом для Великого Понедельника. Эта ветхозаветная история визуализирует тему предательства, которая достигнет кульминации в Великую Среду.

Чин мироварения

В традициях Русской православной церкви чин мироварения неразрывно связан с Великим понедельником. Миро варят раз в году, и только на Страстной седьмице. Чин возглавляет предстоятель Церкви. То есть Патриарх.

Миро это особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол. Всего в состав миро входит 50 веществ. Именно с этим составом жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса. 

Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. В это время священники по очереди читают Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение состава совершает патриарх во время литургии в Великий четверг. 

Народные приметы Великого понедельника

В старину считалось, что в этот день непременно должно ярко светить солнце. Это сулило хороший урожай. Кроме того, солнечное и ясное небо указывало, что семью не коснутся беды и невзгоды.

Хорошей приметой в Чистый понедельник считалось помыть домашний скот. Так крестьяне старались сберечь его от болезней и порчи.

Еще одна примета Великого понедельника — кинуть серебряное украшение в воду, а затем умыться ей. Девушки верили, что так можно надолго сохранить свежесть лица.

Заключение: от символов к личному опыту

Великий Понедельник призывает каждого христианина к серьезному самоанализу:

  • Не уподобляюсь ли я бесплодной смоковнице?
  • Готов ли я, подобно Иосифу, сохранять верность Богу в испытаниях?
  • Как я отвечаю на Божий призыв приносить духовные плоды?

Эти вопросы становятся отправной точкой нашего шествия по Страстной седмице — пути, ведущему от покаяния к пасхальной радости. Как отмечал священник Константин Пархоменко в интервью журналу «Фома»: «Даже если мы понимаем лишь 10% богослужения, и этого достаточно, чтобы душа испытала потрясение от осознания происходящего». Великий Понедельник приглашает нас не просто к интеллектуальному пониманию, а к сердечному сопереживанию событий спасительной истории.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру