По данным «НДВ Супермаркет Недвижимости» и федерального девелопера «Неометрия», с 2023 года среди покупателей сочинских новостроек выросла доля тех, кто приобретает жилье в курортном городе для постоянного проживания - с 14% до 35%. Значительную часть прироста обеспечили работники с удаленной формой занятости, которые приезжают в Сочи из других регионов России.
Каждый пятый покупатель сочинской недвижимости, планирующий обосноваться в городе надолго, работает удаленно. Доля россиян, приобретающих жилье для временного и сезонного проживания, за два года поднялась с 11% до 21%.
С другой стороны, заметно увеличилось количество рантье. Доля покупателей, которые планируют сдавать квартиру в аренду, с 2023 года выросла с 3,5% до 35%.
Тренд на дистанционный формат работы и связанный с этим переезд жителей разных регионов России в районы с благоприятным морским климатом в последние несколько лет только укрепился. Это подтверждают многие опросы и исследования.
По данным ВЦИОМ, за последние четыре года привлекательность полной «удаленки» среди россиян выросла вдвое (с 8 до 16%), что особенно заметно среди молодых сотрудников (до 35 лет). Работодатели, в свою очередь, считывают этот запрос и для повышения конкурентоспособности компаний на кадровом рынке расширяют пул удаленных вакансий.
По данным hh.ru, в 2025 году компании разместили на 17% больше дистанционных вакансий, чем годом ранее. Это привело к тому, что каждая десятая открытая позиция в России - для работающих удаленно. По данным опроса «Яков и Партнеры» и «Ромир», Сочи и Краснодар находятся на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга, куда хотят переехать молодые специалисты.
Немаловажную роль в выборе города для переезда среди удаленщиков, особенно семейных, играет уровень развития инфраструктуры.
- Для этой категории покупателей особенно важен определенный ряд параметров недвижимости. Во-первых, возможность работать, не выходя из дома: иметь как отдельный кабинет или рабочую зону, так и опции внутри жилого комплекса - коворкинг, переговорные, рабочие пространства на свежем воздухе. Во-вторых, наличие досуговых зон. Решаясь на такой серьезный шаг, как переезд из другого города за морем и солнцем, люди хотят здесь и сейчас ощущать все преимущества этого решения. Поэтому их интересует, чтобы на территории жилого комплекса был бассейн, озеленение, спортивные площадки. Для семейных покупателей значима и социальная инфраструктура - желательно тоже внутри комплекса: школы, детские сады, развивающие пространства, - комментирует исполнительный директор «НДВ Супермаркет Недвижимости» Татьяна Подкидышева.