Вселенную ждет революция

Ученые пошатнули теорию относительности Эйнштейна

Вселенная может значительно помолодеть. На днях группа исследователей из Национальной лаборатории Италии обнаружила частицы нейтрино, которые развивают скорость, превышающую скорость света. Что теоретически может измениться в нашей жизни, выяснил “МК” в беседе с членом-корреспондентом РАН, доктором физико-математических наук Валерием Трубициным.

Ученые пошатнули теорию относительности Эйнштейна

— Я слышал об открытии, — говорит Трубицин, — итальянские ученые пишут, что уже 15 тысяч раз повторили опыт и все подтвердилось. Но даже несмотря на это я все же сомневаюсь насчет точности измерения скорости полета частиц. Ведь что такое нейтрино? Это такая частица, которую можно зафиксировать только глубоко под землей. Они встречаются в потоке солнечного света, но их также создают искусственно в Большом адронном коллайдере. Нейтрино рождаются при столкновении других частиц и «прошивают» Землю за долю секунды.

— Как могли измерить их скорость итальянцы?

— Их детектор OPERA располагается на полуторакилометровой глубине под землей. Расположенный от БАКа в 730 километрах, прибор представляет собой 150 тысяч фотоэмульсионных панелей, которые способны регистрировать нейтрино, приходящие из коллайдера. Когда частицы врезаются в эти панели, происходят вспышки. Исследователи утверждают, что сразу после получения нейтрино в БАКе они зафиксировали их прилет своим детектором OPERA. Когда же измерили скорость прохождения частиц, то выяснилось, что они прилетели в Италию на миллиардную долю секунды быстрее, чем если бы летели со скоростью света (скорость света равна 300 тыс. км/с. — Авт.).

— Но как исследователи поняли, что к ним прилетели нейтрино именно из БАКа?

— От Солнца они летят хаотично, а из БАКа — всегда в одно и то же время. Произошел выброс нейтрино в коллайдере — тут же детектор регистрирует вспышку, это уже проверено не раз. Только я еще раз повторяю, что вывод, сделанный итальянскими учеными, очень смелый.

— Однако представим, что результат подтвердили. Что следует ожидать тогда?

— Тогда все сильно поменяется. И в первую очередь будет опровергнута теория Эйнштейна, который говорил о том, что быстрее скорости света в мире ничего нет. Придется писать новые формулы для физиков-ядерщиков. Получится, что Вселенная моложе, чем мы полагали (сейчас считается, что возраст Вселенной приблизительно равен 15 миллиардам лет. — Авт.). Кстати, от размера невидимого протона до размера 10-сантиметрового яблока она расширилась во много раз быстрее, чем если бы делала это со скоростью света. Но это было только в самом начале, а дальнейшее расширение пошло даже медленнее скорости света. Если этот постулат будет опровергнут, изменится вся наука о частицах. Тогда, может быть, зря все искали «частицу Бога» — бозон Хиггса, может, его и нет вовсе.