Ученые объяснили, почему некоторые люди склонны к образованию камней в почках

Новое открытие позволит создать эффективные профилактические препараты от камней в почках

Исследователи из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе (США) обнаружили причины, по которым одни люди более склонны к почечнокаменной болезни по сравнению с другими. Их открытие позволит создать эффективные профилактические препараты, а также тесты, определяющие степень риска развития этого пренеприятнейшего заболевания.

Фото: gazeta.kz

Как известно, почечнокаменная болезнь является наиболее распространенной среди урологических заболеваний. Камни в почках очень часто доставляют людям мучительную боль. Несмотря на это, причины их образования были малоизученны. «Теперь же у нас есть свидетельства, позволяющие составить более полную картину, которая объясняет, почему некоторые люди склонны к этому заболеванию», - говорит адъюнкт-профессор медицины Цзянгуй Хоу.

Эксперимент был проведен на мышах – их почки функционируют так же, как у людей. Таким образом, мыши могут стать и идеальным объектом и для испытания лекарственных препаратов, пишет iscience.ru.

В большинстве случаев камни образовываются, когда моча становится слишком концентрированной, в результате чего появляются кристаллики кальция, которые затем склеиваются. Важную роль играют вода и режим питания – недостаточное потребление жидкостей и избыток соли в пище тоже являются факторами риска.

Однако выяснилось, что одна из ключевых причин — активность гена. Распространенное отклонение в гене клаудин-14 повышает риск образования камней на 65%. Обычно он неактивен в почках благодаря воздействию двух цепочек РНК: минералы проходят через почки и вновь всасываются в кровь, а затем разносятся по организму. Богатая кальцием и солью диета, а также недостаток воды приводят к тому, что молекулы РНК у некоторых людей не «справляются» с клаудином-14. Его повышенная активность не позволяет кальцию всасываться в кровь, доказал Хоу с коллегами.

Излишний кальций направляется в мочу. Его избыток в урине может привести к появлению камней в почках или мочевом пузыре.

Новое исследование подтвердило теорию, что организм человека с таким генетическим отклонением не может влиять на активность клаудина-14. Тем не менее, в скором времени можно будет создать препараты, усмиряющие его деятельность, что позволит значительно уменьшить риск развития почечнокаменной болезни.