Годовой полет на МКС: снова начнутся банные дни

В ЦУПе прошло обсуждение новой миссии в рамках телемоста Королев-Хьюстон

Экипаж в составе россиянина Михаила Корниенко и американца Скотта Келли стартует к МКС в марте 2015 года на корабле «Союз-ТМА». Их не будет на земле до весны 2016-го. Какие риски ожидают в полете этих отважных людей? Как будут готовить их, и вообще, зачем понадобилось такое испытание, корреспондент «МК» узнала на пресс-конференции, которая прошла в среду в Центре управления полетами (ЦУП) в Королеве.
 
 

В ЦУПе прошло обсуждение новой миссии в рамках телемоста Королев-Хьюстон
Олег Волошин

- Несмотря на то, что несколько российских космонавтов уже летали на орбиту больше 10-12 месяцев — это было не на МКС - мы вновь решили провести такой полет, - открыл встречу руководитель программы МКС в NASA Майкл САФФРЕДИНИ (Michael Suffredini).- Сейчас многое изменилось: средства профилактики, продукты питания, сама техника. Нам интересно посмотреть, как космонавт и астронавт будут привыкать к длительному полету в космосе, какие ощущения возникнут у них после возвращения на землю. К тому же этот полет позволит подготовиться к возможному путешествию на Марс в будущем. 

«Придется вернуться к мытью головы»

Кто же может справиться с таким испытанием? Перед специалистами в российском Центре подготовки космонавтов (ЦПК) стояла проблема: надо было найти профессионалов, уже побывавших в длительной экспедиции (из действующих это те, кто летал около 6 месяцев), кто имеет опыт внекорабельной деятельности и работы на манипуляторе, чтобы производить захват и стыковку прибывающих космических кораблей и, к тому же, того, кто добровольно согласился бы на такое испытание.

- Группа кандидатов была очень маленькой, - поделился Саффредини, - они должны были идеально подходить к такой миссии. С нашей стороны мы выбрали Скотта Келли, с российской - Михаила Корниенко.

-  Идея годового полета родилась у нас, в России, - говорит начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей КРАСНОВ. - У нас есть опыт таких полетов, который впервые был реализован еще 13 лет назад. Но сейчас у нас есть возможность модернизировать и усовершенствовать подходы к организации системы жизнеобеспечения. Это переработка воды с тем, чтобы ее можно было использовать вторично, система очистки атмосферы станции. Наверное, потребуется вернуться к влажной гигиенической обработке, мытью тела и головы (сейчас на МКС пользуются только влажными салфетками — Авт.).

- Годовой полет поможет нам подготовиться к новому шагу, ведь в перспективе, лет через 10 мы вплотную подойдем к освоению дальних орбит. Наверное это будет связано с Луной, исследованием дальних астероидов, затем - Марса. Думаю, это будет не единственный такой полет. Сегодня это звучит фантастично, но в будущем хочется осуществить следующее: после годичного полета сымитировать космонавтам работу на поверхности Марса и затем опять отправить их в космос.

От длительных полетов садится зрение

Определенное беспокойство длительные полеты на орбиту вызывают у медиков. Если раньше главными проблемами в этом плане были вымывание кальция из костей и потеря мышечной массы, то сейчас, благодаря новейшим системам профилактики на борту, они отошли на второй план. Возвращаясь из космоса члены экипажа отмечают, что потери костной массы почти не происходит. Но зато стали проявляться другие хвори: медики стали отмечать повышение внутричерепного давления (ВЧД) у космонавтов и ослабление зрения. Связаны ли они между собой? Этот вопрос еще предстоит решить.

- Риск заболеть в годовом полете у члена экипажа составляет 7 %, на двоих он составит 14%, - вступает в разговор директор Института медико-биологических проблем (ИМБП) Игорь УШАКОВ.

Он же перечислил все основные опасности, которые могут подстерегать космонавтов в годовом полете. Это проблемы с опорно-двигательным аппаратом, дисфункции сенсо-моторного аппарата, уже упомянутое повышение ВЧД, сложность с организацией полноценного питания, отсутствие медицинской помощи, нарушение психического здоровья, отравление токсичными веществами на станции, радиация.

 После полета космонавтам предложат тест

Однако ученые уже начали готовить новые средства для тренировки выносливости космонавтов и профилактики негативных последствий невесомости. Это новые средства силовой нагрузки мышц, беговая дорожка, есть планы на использование специальных пережимающих браслетов-манжет для снятия или ослабления эффектов, которые могут привести к повышению ВЧД.

-Интересны проблемы возвращения к гравитации или частичной гравитации, - говорит Ушаков. - Мы придумали такой тест, который покажет, что может сделать космонавт в первые минуты после приземления. Это будет проверка определенных двигательных функций, к примеру, смогут ли они друг у друга снять скафандр. Кроме этого есть другие новшества, - в общей сложности наш институт предлагает 31 эксперимент. Кстати, некоторые из них, к примеру, тест после посадки, можно использовать уже сегодня, после 6-месячных полетов. Нужно ведь накапливать статистику.

космос

космос

Смотрите фотогалерею по теме

Что же касается предварительной физической подготовки и отработки навыков Корниенко и Келли, то они, по словам начальника Центра подготовки космонавтов им. Гагарина Сергея КРИКАЛЕВА, не будут сильно отличаться от той подготовки, которую проходят члены экипажей, работающие по 6 месяцев на МКС. Основная сложность будет заключаться в необходимости взаимодействия с другими экипажами, которые будут прибывать на МКС, и в смене корабля. Ведь прилетит «годовой» экипаж на одном судне, а улетать будет на другом, что потребует определенной процедуры адаптации, отработки аварийных ситуаций в разных с разными командирами экипажей.

 

 «Узнав, что я улетаю, дочка воскликнула: «Отлично!»

В заключении телемоста космонавты ответили на несколько вопросов журналистов.

По словам Скотта Келли, самые большие опасения он связывает с необходимостью провести год, не видя своих родных и близких. «Буду пытаться устранить психологические проблемы, которые будут возникать на борту», - сказал он.

- Как ваши две дочери отреагировали на ваше решение?

-Они меня поддержали. Моя 9 -летняя дочка, когда я сказал, что улетаю на МКС на целый год, закричала: « Отлично!».

Михаил Корниенко, любитель экстрима, в свое время покоривший Килиманджаро, сказал, что понимает всю степень сложности данной миссии, но не намерен отступать: «Я профессионал, хотя и понимаю, что это будет тяжелая работа».

-  Кто будет вашим дублером?

-  Моим дублером будет Сергей Волков (американцы имя дублера пока не назвали — Авт.)

Когда же космонавты вернуться в 2016 году, их встретят лучшие реабилитационные центры. Только вот где — пока вопрос.

- В настоящее время американские астронавты после посадки стараются как можно быстрее отправить в США, в Хьюстон, - говорит Краснов. - Это делается для обследования на хьюстонской медицинской базе. К сожалению, у нас эта база немножко отличается, и где-то, наверное, нам надо бы ее лучше оснастить. Мы рассчитываем, что под этот годовой полет, мы эту задачу тоже будем решать.

Пообещал представитель Роскосмоса сделать более комфортными и условия проживания российских космонавтов на станции (по словам недавно прилетевшего с орбиты Геннадия Падалки, там не слишком-то удобно находиться длительное время). Условия станут лучше благодаря появлению на станции нового российского модуля МЛМ. «Он стоит у нас в плане в конце следующего года», — сказал Краснов. Он пояснил, что в МЛМ будет перемещено АСУ (ассенизационно-санитарное устройство, или просто - космический туалет), после чего у космонавтов появятся дополнительные возможности по размещению.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру