Центр Земли "рассорился" с собственной планетой

Представлено первое экспериментальное свидетельство того, что внутреннее ядро может менять скорость вращения

Новое исследование Австралийского национального университета показало, что центр Земли рассинхронизировался с остальной планетой, часто ускоряясь и замедляясь. Исследователь Харвой Ткалчик вместе со своей командой, измерил скорость внутреннего ядра Земли за последние 50 лет с помощью дубликатов землетрясений.

phys.org

Стало ясно, что скорости вращения ядра и мантии (внутренний слой, залегающий под корой) планеты не только отличаются друг от друга, но и могут варьироваться.

"Это первое экспериментальное свидетельство того, что внутреннее ядро может менять скорость своего вращения, - сказал ученый (Hrvoje Tkalcic). - Мы обнаружили, что по сравнению с мантией, внутреннее ядро вращалось быстрее в 1970-х и 1990-х, но замедлилось в 1980-х. При этом самое большое ускорение произошло за последние несколько лет".

Новый метод расчёта основан на "дубликатах землетрясений" - практически аналогов землетрясений, происходящих с перерывом от нескольких недель до 30-40 лет.

"Поразительно осознавать, что даже через 10, 20 или 30 лет эти землетрясения настолько похожи друг на друга. Хотя каждая пара имеет небольшие различия, обусловленные внутренним ядром. На основе этих небольших отличий мы реконструировали историю вращения ядра за последние 50 лет", - сообщают специалисты.

Новый метод позволяет понять роль внутреннего ядра в формировании магнитного поля Земли, которое служит в качестве защиты от космической радиации.

Источники: nature.com и phys.org.

Источник: GlobalScience.ru