Шекспир все выдумал: Ричард III не был горбуном и «кривобокой жабой»

Также не удалось обнаружить никаких свидетельств того, что король хромал

30.05.2014 в 16:05, просмотров: 18024

Правивший Англией с 1483 по 1485 год король Ричард III не был «кривобокой жабой» и горбуном, как его передал драматург Уильям Шекспир в своей одноименной исторической пьесе 1591 года, заявляют исследователи из «Общества Ричарда III».

Шекспир все выдумал: Ричард III не был горбуном и «кривобокой жабой»
Ричард Третий. Картина Стивена Плейера (родился в Англии в 1965 году). Иллюстрировал более 100 книг. Иллюстрация: playergallery.com.

 Король Англии Ричард III не был горбуном, как его изображает литературная традиция с подачи драматурга Уильяма Шекспира, заявляют ученые в опубликованной в журнале Lancet статье о результатах исследования скелета средневекового монарха.

Останки Ричарда III, погибшего в сражении на Босвортском поле при подавлении восстания в 1485 году, были несколько лет назад обнаружены британскими археологами на территории муниципальной автопарковки города Лестер.

Как выяснили ученые, хотя король действительно страдал сколиозом, его облик был далек от той "кривой жабы", которым его называют в исторической хронике Шекспира (rusplt.ru). Один из авторов исследования Пирс Митчелл отметил, что называть Ричарда III горбуном неправильно хотя бы потому, что его спина изгибалась скорее вбок. По словам ученого, у короля была прямая шея, при этом правое плечо — выше левого и туловище — сравнительно короткое по сравнению с конечностями.

"Если бы вы не подошли к нему вплотную, вы вряд ли вообще заметили бы в нем какие-то изъяны", — сказал Митчелл. Исследователь уверен, что умелый портной, который, вероятно, имелся при королевском дворе, мог успешно скрывать все недостатки его фигуры (РИА Новости).

Исследователи составили 3D-реконструкцию спины короля и обнаружили сколиоз с отклонением в правую сторону на 65-85 градусов и скручиванием. Тем не менее они сочли эти дефекты «сбалансированным изгибом», который полностью был бы скрыт под одеждой или доспехами и не должен был доставлять королю практически никаких неудобств.

Справка МК

 "Горбун ты, недоношенный свиньей!". Из пьесы

В отличие от ставших классическими изображений Ричарда III, на воссозданной учеными королевской спине шея и голова были бы расположены вертикально и без наклона в сторону. Также не удалось обнаружить никаких свидетельств того, что король хромал.

Эти выводы подтверждаются и свидетельствами современников, которые называли Ричарда III «достаточно миловидным» и даже «привлекательным».

Современные историки и ранее полагали, что рассказы о физическом уродстве Ричарда III являются в большей

Справка МК

 Основным источником пьесы «Ричард III», как и большинства исторических пьес Шекспира, были «Хроники» Рафаэля Холишеда; дата публикации второго издания, 1587, является terminus post quem для пьесы. Также весьма вероятно что Шекспир черпал информацию из «Союза двух прославленных семейств Ланкастеров и Йорков» (второе издание, 1548) Эдварда Холла. wiki

степени "пропагандистским мифом", изобретенным его недругами из дома Ланкастеров, но теперь их догадки получили документальное обоснование.

Ричард III погиб в 1485 году в битве при Босворте во время войны Белой и Алой роз. В 2012 году под автостоянкой в Лестере были обнаружены останки мужчины с признаками сильного сколиоза, погибшего от ран в бою. В 2013 году генетическая экспертиза подтвердила, что останки принадлежат последний монарху из династии Йорков ветви Плантагенетов. Позже Высокий суд Лондона принял решение о перезахоронении останков в том же Лестере в 2015 году в кафедральном соборе.

Надо сказать, что при написании многих своих пьес, включая «Ричарда III», не был историком, пишет vokrugsveta.ru. Его нисколько не интересовало истинное лицо Ричарда — к тому же открывать это лицо в правление Тюдоров было небезопасно. Как и Мору, ему было интересно другое — истинное лицо власти, ее воздействие на душу человека. В его пьесе Ричард из способного, но довольно посредственного правителя превратился в настоящего гения — но только гения зла. Он без труда манипулирует окружающими его ничтожными людишками, по очереди убирая их со своего пути. Он отвергает моральные нормы, открыто заявляя: «Кулак — нам совесть, и закон нам — меч!».

Но в мире Шекспира за преступлением неизбежно следует наказание. Против Ричарда выступает сама Судьба в образе духов убитых им людей, и Генриху Тюдору остается только довершить его поражение своим мечом. Пьеса сыграна, урок преподан. И Шекспир не виноват, что на этот раз в роли наглядного пособия оказался злосчастный король, заслуживший лучшей участи в глазах потомков.