Открыт ген, сделавший человека венцом эволюции

Им же обусловлено медленное развитие нервной системы в утробе матери

01.06.2018 в 16:57, просмотров: 5806

Группа ученых, представляющих Университет Калифорнии в Санта-Крузе, выяснила, что за ключевые особенности мозга человека «отвечают» три гена, относящиеся к семейству NOTCH2NL. Именно благодаря ним Homo sapiens оказались значительно умнее других приматов и, тем более, прочих представителей животного мира.

Открыт ген, сделавший человека венцом эволюции

Как утверждают специалисты, исследованные ими гены являются одними из немногих, которые встречаются и являются активными лишь у людей. По всей видимости, около трёх с половиной миллионов лет назад они стали «направлять» развитие человечества как вида, обеспечив стремительное по эволюционным меркам увеличение объёма головного мозга и роста количества нейронов в нём. Мутации, обеспечившие подобный эффект, заключались в том, что из стволовых клеток стали появляться две клетки-предшественницы, каждая из которых впоследствии становилась нейроном, либо одна клетка-предшественница и один «готовый» нейрон.

При этом, как отмечают учёные, ближайший общий предок людей и шимпанзе, по всей вероятности, жил шесть с половиной миллионов лет назад, чем и объясняется, что даже «ближайшие ныне живущие родственники» столь заметно отстают от людей с точки зрения когнитивных способностей.

По мнению специалистов, именно работой выявленных генов можно объяснить и сравнительно медленное развитие нервной системы во время развития эмбриона человека. Специалисты также отмечают, что мутации в них, по всей вероятности, могут становиться причиной формирования у человека аномально маленького или большого мозга — это называется микроцефалией и макроцефалией соответственно.

Авторы научной работы отмечают, что в пользу их предположения свидетельствуют результаты ряда экспериментов. Они рассчитывают, что новые данные позволяют лучше понять, каким образом природа наделила людей беспрецедентным интеллектом и позволила им нынешнее место на Земле.

Исследование было опубликовано в журнале Cell.