На западе мечтают сделать космос ближе, буквально

Международная авиационная федерация предложила Международной астронавтической федерации пересмотреть принятую сегодня границу космического пространства

Космос может стать ближе. Военные летчики ряда стран и владельцы суборбитальных туристических кораблей ратуют за снижение границы космоса на 20 километров, то есть, с нынешних 100 км до 80 км. В связи с этим 30 ноября Международная авиационная федерация (FAI) предложила Международной астронавтической федерации (IAF) провести специальное совещание по этому поводу уже в следующем году.

Международная авиационная федерация предложила Международной астронавтической федерации пересмотреть принятую сегодня границу космического пространства

Интересно, что так называемая «линия Кармана» - 100-километровая граница от уровня моря и сегодня юридически никак не закреплена. Она является условной, но ее принимают за верхнюю границу государств. Это принимают представители почти всех стран и организаций, кроме ВВС США, которые давно отмерили себе границу космоса на уровне 80 с половиной километров.

Снижение границы, по словам директора Института космической политики Ивана Моисеева, может быть выгодно ВВС с той точки зрения, что это поможет им расширить зону свободных полетов над другими странами. В настоящее время действует международный закон, запрещающий полеты ниже линии Кармана, это является нарушением границы. Впервые большой разговор о снижении границы космоса американцы затеяли после введения в строй шаттлов (космических кораблей многоразового использования), которые могли летать примерно на 80-километровой отметке. СССР было невыгодно, чтобы над страной свободно летали аппараты идеологического противника, и потому идею не поддержали.

А если подойти с чисто научной точки зрения? Линия Кармана — это 100 метровая отметка над уровнем моря, которая названа по имени американского ученого Теодора фон Кармана. Он первый определил, что примерно на этой высоте атмосфера становится настолько разрежённой, что аэродинамическая авиация становится невозможной, так как у самолетов для этого уже не хватает имеющейся у них подъемной силы.

Однако в последнее время появилось несколько научных статей, оспаривающих определение Кармана, их авторы делают вывод о том, что аэродинамика перестает доминировать уже на более низких высотах.

Объективная же реальность такова, что чёткой границы космоса не существует, разрежение атмосферы происходит постепенно, а потому линия Кармана довольно условна. Так что, по большому счету, все зависит от того, как люди договорятся.

В последнее время к военным летчикам, которым хочется расширить диапазон полетов, примкнули представители суборбитального туризма. Им выгодно считать высоты (50-80 км) которые могут достичь их самолеты, космическими, чтобы рекламировать полеты как полеты в настоящий космос.

- Россия желаний опустить условную космическую границу не высказывает, - говорит Иван Моисеев. - Мне кажется, что принятая сейчас высота в 100 км — самая оптимальная, и менять ее не стоит, по крайней мере до тех пор пока у нас не появилось самолетов, способных летать на 80-километровой отметке и дающих нам возможность удерживать паритет с США. Если мы, как одна из главных космических держав мира, не поддержим предложение о приближении космоса, то оно вряд ли станет рабочим. По крайней мере, все полеты иностранных судов над нашей территорией ниже установленной сейчас границы, будем считать нарушением ее целостности.

Наталья ВЕДЕНЕЕВА

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру