Обнаружены древнейшие останки «современного» человека вне Африки

Вероятно, кроманьонцы заселили Евразию раньше, чем предполагалось

На юге Греции палеонтологи обнаружили череп человека современного типа, жившего 210 тысяч лет назад. До сих пор предполагалось, что в Евразии люди, с генетической точки зрения почти неотличимые от живущих сегодня, впервые прибыли на территорию Евразии значительно позже.

Вероятно, кроманьонцы заселили Евразию раньше, чем предполагалось
Фото: Eberhard Karls University of Tübingen

В прошлом считалось, что Homo sapiens как вид около 200 тысяч лет назад лишь сформировался на территории Африки. Согласно датировке, которая долгое время была среди ученых общепринятой, 70 тысяч лет назад кроманьонцы оказались на Ближнем Востоке, и всего 45 тысяч лет назад они впервые пришли в Европу. Новая находка, если ее датировка окажется точна, заставляет пересмотреть эту датировку.

За недавнее время это не первые останки, заставляющие предположить, что вышеописанные представления об истории человека современного типа неточны. Например, в 2016 году международная группа ученых пришла к выводу, что около 100 тысяч лет назад кроманьонцы уже встречались с неандертальцами в Евразии и даже оставляли с ними совместное потомство. Около года назад другие специалисты, изучив останки древних представителей вида Homo sapiens на территории современного Марокко, выяснили, что их возраст составляет около 300 тысяч лет, то есть на тот момент Homo sapiens уже ходили по Земле. Также в 2018 году специалисты из Тель-Авивского университета, изучив обнаруженную в пещере Мислия на территории Израиля челюсть, заявили, что она принадлежит человеку современного типа и ее возраст составляет не менее 177 тысяч лет.

Специалисты из Австралии и ряда европейских стран изучили два фрагмента разных черепов, обнаруженные в 1978 году греческой в пещере Апидима. Они плохо сохранились, так что долгое время их считали черепами неандертальцев и не слишком подвергали сомнению данное предположение. В ходе новой научной работы специалисты смогли точнее датировать оба черепа с помощью уран-ториевого метода, а также выяснить, какой формы они были раньше, с помощью недавно разработанных с этой целью алгоритмов. Как выяснилось, владелец одного из черепов жил около 170 тысяч лет назад и внешне напоминал типичного неандертальца. Другой череп оказался древнее — более 210 тысяч лет — и формой значительно больше напоминал голову кроманьонца. По мнению исследователей, человек, фрагмент черепа которого оказался в их распоряжении, был либо представителем вида Homo sapiens, либо «полукровкой», обладавшим генами неандертальцев и кроманьонцев.

Авторы новой научной работы предполагают, что люди современного типа, проживавшие в Европе двести тысяч лет назад, не являются непосредственными предками современных европейцев — вероятно, они не выдержали конкуренцию с неандертальцами и исчезли, не оставив потомства, подобно тому как впоследствии вымерли сами неандертальцы, проиграв конкурентную борьбу новой волне кроманьонцев.

Об открытии антропологи сообщили на страницах журнала Nature.

Читайте материал «В Смоленске нашли предполагаемые останки ближайшего соратника Наполеона»