Российские ученые создали первое светящееся растение и научили его «общаться»

Люминисцентные гены тропические грибов вставили в геном табака

Первое в мире люминесцентное растение создала группа ученых из Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН при содействии фонда Сколково. Это табак, который не только светится, но и реагирует повышением яркости своих листьев и цветов на определенные суточные ритмы!

Люминисцентные гены тропические грибов вставили в геном табака

Как пояснил «МК» один из разработчиков — заместитель директора института Илья Ямпольский, люминесценция встречается у многих видов грибов, бактерий, животных, к примеру, морских рачков, медуз. В их организме происходят химические реакции, которые зависят от набора генов. Ранее такие гены были открыты только у бактерий. На их основе зарубежные ученые пытались создать светящиеся растения, но эффект оказался очень слабым, - свет от них не был виден невооруженным глазом.

Российским ученым удалось совершить прорыв - они открыли новые гены свечения у светящихся тропических грибов, привезенных из Вьетнама и Бразилии, и наделили ими растение.

Четыре новых гена была названы «циклом кофейной кислоты». После того, как их вставили в геном табака, сделав его таким образом трансгенным, табак засветился так же, как и тропические грибы. Теперь технологию можно применять для любых других растений. На первых порах это будут домашние и приусадебные растения. В будущем, ученые думают замахнуться и на создание крупных трансгенов растительного мира, к примеру, создать светящийся дуб или ель...

Любопытно, что светятся у табака, который живет теперь в лаборатории института, все части: листья, стебель, корни. Но ярче всего, по словам Ямпольского, светятся его молодые побеги и цветы. Несмотря на то, что в природе цветы табака красные, они излучают зеленый свет.

– У нас уже есть идея, как поменять цвет их свечения, но это будет позже, - говорит ученый.

А пока исследователи делятся новыми наблюдениями за своим необычным питомцем. Поскольку растение табак, как и все его сородичи, подвержено суточным ритмам, свечение постоянно меняется, что, похоже, отражает интенсивность метаболизма растения.  К примеру, повышением яркости оно как-то ответило на стрессовый сигнал - повреждение одного из листков. Усиление свечения наблюдается также через некоторое время после рассвета и сразу же при переходе к темноте. Исследователи надеются, что данная технология, завязанная на быстрой визуализации метаболических процессов в организме,  сможет помочь в будущем в поиске оптимальных лекарств.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28252 от 29 апреля 2020