Ученые бьют тревогу: исчезают сухопутные насекомые, особенно бабочки

Зато растет число водомерок и их собратьев

Количество наземных насекомых в мире - бабочек, кузнечиков, муравьёв, сокращается на 25-30 процентов каждые 30 лет. К такому выводу пришли учёные Географического факультета МГУ им. Ломоносова, которые вместе со своими немецкими коллегами решили обобщить мировые данные о динамике численности насекомых с 1925 по 2018 годы.

Зато растет число водомерок и их собратьев

Одно из прежних исследований (всего было изучено 166 научных статей) выявило, что наиболее резкое снижение численности насекомых наблюдается в Германии, где по данным 2017 года, биомасса летающих насекомых снизилась на 75 процентов за 25 лет. Немцы уже заговорили об "апокалипсисе насекомых". Однако международное исследование показало, что в других районах мира " апокалипсисом" и не пахнет, - наоборот, в США, в Великобритании численность насекомых не меняется, а кое-где даже растёт.

Когда все исследования были объединены, выяснилось, что снижение численности оказалось не таким стремительный, как в отдельных районах Германии, но оно все же есть. Такую тенденцию, к примеру, заметили биологи на западе и среднем Западе США с 2005 года. Получилось, что общемировое снижение численности колеблется на уровне 0,92 % в год, что соответствует 24-30 % за 30 лет.  Сообщая об исчезновении насекомых, учёные ссылались на статьи, где говорилось о «феномене лобового стекла». Речь идёт о снижении количества следов от насекомых на лобовых стёклах машин по сравнению с прошлым десятилетием.

Интересно, что при общем снижении" сухопутных" представителей энтомологических видов, численность насекомых, живущих в пресных водах, наоборот растёт. Ежегодный прирост всевозможных водомерок и их собратьев составляет 1,08 % или по 38 % за 30 лет. Этим особенно славятся северная Европа, запад США и  российские регионы. Тенденция на увеличение водных видов здесь наметилась с начала 90-х годов, что многие на западе связали со снижением промышленного производства.

Комментарий ведущего научного сотрудника Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН, доктора биологических наук Олега ГОРБУНОВА:

- Правильнее было бы говорить не о снижении численности (её учесть очень сложно) насекомых, а о ее флуктуациях в зависимости от тех или иных природных или антропогенных факторов. К примеру, в этом году мы почти не видим бабочек в Москве. Но с чем это связано в первую очередь? Мы полагаем, что причиной послужила очень тёплая зима. Мы ждали, что куколки превратятся в бабочек в мае. Но очень малое их количество вылетело из укрытий ещё в марте, и теперь их почти не видно. Возможно, им не хватило холодовой встряски, и часть их просто пока ещё не проснулась.

-Как вообще считают насекомых? "Феномен лобового стекла", о котором упоминается в статье, может служить критерием?

—Ни в коем случае, это антинаучно. Проверить истинную численность насекомых непросто. В идеале, надо было бы перерыть всю биоту на площади 100 на 100 метров, чтобы найти не только бабочек, но и яйца, и гусениц (надо обязательно учитывать все эти стадии развития). Но так почти никто не делает, а потому оценку численности производят весьма приблизительно. К ним учёных подталкивает выделяемые гранты.

- С какой целью они выделяются?

—Например, чтобы доказать, как человеческая деятельность сильно влияет на экологию. Но я не видел ни одного заказа, гранта, который бы ставил целью изучить отрицательное влияние какой-нибудь крупной корпорации.

- Но если отойти от точных подсчётов, которые почти невозможны, в целом вы замечаете снижение или рост численности насекомых на суше?

—Поскольку я специализируюсь на бабочках, могу сказать, что в крупных городах их стало меньше в связи с начавшейся кампанией по выкашиванию естественных газонов и высадкой искусственных. Бабочки ведь должны питаться нектаром одуванчиков и ромашек. А их становится в столице все меньше. Вот в Подмосковье для них пока еще раздолье. Самые наши популярные совки бражники прозерпины и дневные икары с аполлонами никуда не делись (если не учитывать особенность этого очень необычного в климатическом плане года).

- Сколько видов бабочек в мире исчезло за последние годы, десятилетия?

- Нет таких данных, за исключением разве что подвида бабочки червонца, обитавшего в Великобритании. Этот островной подвид исчез в связи с активным выкашиванием лугов.

- А с чем связан рост численности водных видов насекомых? С приостановкой промышленности?

— Нет, это связано напрямую с уменьшением рыбы, для которой водные насекомые являются основным видом пищи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28279 от 5 июня 2020