Рогозин рассказал, чем стоит рискнуть ради грунта с Венеры

На общем собрании РАН глава Роскосмоса озвучил основные задачи отрасли на ближайшее будущее

Предложение в первых же миссиях на Венеру сразу взять грунт с этой планеты сделал на Общем собрании РАН глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Он назвал основные приоритетные научные задачи и то, что считает бессмысленным в настоящее время.

«У нас есть разногласия с нашими заказчиками-учеными, что тут скрывать, – сказал он. – Но, на мой взгляд, хорошая дискуссия тут просто необходима».

В первую очередь чиновник поставил под вопрос необходимость отправки в космос биоспутника" Бион-2" с растениями и животными на борту на предполагаемую 800-километровую орбиту.

"Не лучше ли сконцентрировать внимание на исследованиях в преддверии работы человека в новых условиях, на орбите новой космической станции (с наклонением 97-98 градусов), при увеличенной радиации?“. Как выяснилось, возможность такая есть, в настоящее время специалисты рассматривают новую схему полёта "Биона-2", старт которого планируется в 2023 году.

Во-вторых, Рогозин коснулся будущей программы возвращения страны на Венеру:

– Вы уверены, что все четыре миссии на эту планету так уж необходимы?! Я не уверен. Надо осуществлять только те проекты, которые принесут значимые результаты.

В качестве примера такого значимого проекта Рогозин назвал забор грунта с Венеры и возвращение его на Землю. «Я понимаю, риск есть, но наши отцы-основатели нас бы поняли», – заявил глава Роскосмоса.

Далее Рогозин отметил четыре первостепенных программы, на которые он предложил обратить особое внимание.

Первой он назвал связь, навигацию, телекоммуникацию, которыми может качественно обеспечить россиян система «Сфера» (спутниковая группировка, которая составит полтысячи небольших аппаратов на орбите). По словам Рогозина, в этом году программа должна быть утверждена.

Вторым значимым проектом глава Роскосмоса считает создание новой орбитальной станции, которая должна работать в первую очередь в наших, национальных интересах.

– Я вижу эту станцию, словно виноградную лозу, увешанную в первую очередь аппаратурой снаружи, а не внутри! – пояснил он. – Присутствие на ней экипажа позволит по необходимости обслуживать эту станцию, производить ремонтные работы. Я прошу вас, ученых, принять активное участие в формировании научных экспериментов для этой станции, которые могли бы принести большую пользу для нашей страны.

Третьим проектом Рогозин назвал ядерную космическую транспортную систему, которая в будущем позволит доставлять людей к дальним объектам космоса.

Дмитрий Олегович также озвучил четвертый большой вопрос, который надо начинать решать уже сегодня, – это выживание человека в дальнем космосе. «Мы хорошо общаемся с Институтом медико-биологических проблем РАН, – сказал Рогозин. – Здесь находится мой друг Орлов (академик Олег Игоревич Орлов, директор ИМБП РАН. – Прим. авт.). Это сейчас у нас есть возможность в случае чего спустить человека на Землю или доставить ему на орбиту что-то необходимое. В дальних полетах этого не будет. Мы должны создать такую систему, которая включала бы в себя все необходимое для жизни в космосе: продукты питания, воду, телемедицину, искусственный интеллект. Мы должны решить проблему гибернации, в конце концов, чтобы люди могли преодолевать в космосе большие расстояния. Конечно, я не собираюсь уже сейчас это делать. Но когда техника скажет нам: «Я готова к дальним полетам», мы тоже должны быть готовы».

Глава Роскосмоса попросил ученых уже сейчас распределить вышеперечисленные задачи на все ведущие академические институты.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28524 от 22 апреля 2021