Предсказан новый пик пандемии: его могут обострить лжепривитые

Озвученные ранее прогнозы не учитывают тех россиян, которые незаконно попали в статистику

Пик заболеваний коронавирусом в Москве в «третью волну» придется, скорее всего, не на конец лета и сентябрь, а уже на середину июля. Такой прогноз, вразрез с появившейся ранее математической моделью Санкт-Петербургского политехнического университета, дал эксперт по общественному здоровью, иммунолог, кандидат медицинских наук Николай Крючков. Мы попытались более детально разобраться в различных точках зрения на развитие пандемии в Москве.

Озвученные ранее прогнозы не учитывают тех россиян, которые незаконно попали в статистику

Итак, в четверг руководитель разработчиков модели из Санкт-Петербурга, проректор университета Алексей Боровков, сообщил СМИ о наиболее пессимистичном варианте с 443 тысячами активных больных COVID-19 в столице уже к концу этого лета (на 2 июля 2021 года таких в Москве насчитывалось 179,113 тысячи). Этот прогноз ученые сделали на основе построенной математической модели. Однако питерские математики составили не один график. Так, по другим данным, в зависимости от меняющихся вводных, пик третьей волны пандемии в Москве произойдет к 16 сентября с 280 тысячами заболевших или к 19 сентября - с 225 тысячами.

– Работ по моделированию хода пандемии много, - говорит Николай Крючков. – В нашей стране известно несколько таких, основанных на так называемом подходе SEIR. Этот подход на входе учитывает число восприимчивых к заражению граждан (S), бессимптомных больных (E), инфицированных с симптомами (I) и выздоровевших (R). Разные модели просто расширяются за счет своих дополнительных входных параметров.

Однако, сколько бы их ни было, в нашей стране пока невозможно более-менее четко рассчитать даты пиков и окончания пандемических волн. Все дело в том, что у нас имеется много параметров, которые учитывать очень сложно. А порой вообще невозможно.

Первая проблема, которую я бы выделил, это статистика, которая неоднозначно отражает текущую ситуацию. Априори математическая модель основывается на том, что прогнозисты имеют на руках все выявленные случаи заболевания. То есть, имеющиеся цифры полностью отражают реальность.

 Что происходит у нас? В конце марта-апреле в Москве никто не говорил о росте числа заболеваний, ситуация считалась стабильной вплоть до июньского подъема, хотя, на самом деле, это было не совсем так. По данным о госпитализациях, постепенный рост начался еще в конце марта, в мае число госпитализированных еще подросло. Однако у нас про рост объявили только в июне,  когда начался «подъем» смертельных случаев от коронавируса.

Сейчас он, к сожалению, продолжается, и сколько еще продлится, ни одна математическая модель, по-моему, сейчас точно не скажет. 

– Неужели цифры настолько разнятся?

- К сожалению, да. Если мы оцениваем количество смертей по Росстату за день, оно одно, по данным оперштабов — другое. Когда начинаем сверять по окончанию того или иного периода по так называемому параметру «избыточной смертности» (он сравнивает смертность за текущий период с подобным периодом в предыдущем году или месяце), получаем третий вариант.

Например, по сравнению с предыдущим годом, за который было зафиксировано 1,8 млн смертей, минувший «пандемический год», который длился с апреля 2020 года по июнь 2021-го, унес на 500 тысяч жизней больше, то есть 2,3 миллиона человек. Но если сравнить этот показатель Росстата с его же показателем официальной «ковидной» смертности, то окажется, что данные об «избыточной смертности» в  2,5  раза больше официальной смертности от коронавируса.

– Интересно, а имеющийся у нас сейчас всплеск вакцинации модель должна учитывать?

– Сейчас вакцинация, которая существенно, почти в два раза подросла с начала июня, действительно должна увеличивать численность иммунизированных людей. И если бы мы сейчас строили математическую модель течения пандемии по России, то учли бы текущие темпы вакцинации – 350-400 тысяч вакцинированных в день, но... Мы сразу заложили бы в формулу возможную ошибку. Потому что никто не учел бы в ней число лже-вакцинированных граждан, которые просили врачей в поликлиниках имитировать прививку (отдельные такие случаи выявлены, но сколько их в реальности, никто, естественно, подсчитать не может). 

 – Получается, математическая модель  из Санкт-Петербурга заведомо несостоятельна?

– Я бы не обвинял все «пандемические» модели - все-таки прогнозы нам нужны, все ими пользуются. Главное - стремиться закладывать в них более точные, «очищенные» данные и параметры на их основе. По моему мнению, прививочная кампания начата не для того, чтобы предотвратить текущую вспышку, а для того, чтобы избежать более серьезного пика заболеваемости в осенне-зимний период. В ближайшие же месяцы — вторую половину июля и август, нас, по-видимому, ждет стабилизация ситуации, некоторый спад заболеваемости в связи с летними температурами, инсоляцией, отпускным и каникулярным  периодом, уменьшением концентрации населения в городских агломерациях.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру