В Марокко нашли старейший каменный топор возрастом 1,3 миллиона лет

Как сообщила международная группа, археологи из Марокко объявили об открытии старейшего в Северной Африке места производства ручных топоров каменного века, возрастом 1,3 миллиона лет.

Находка отодвигает на сотни тысяч лет дату начала в Северной Африке ашельской индустрии каменных орудий, связанной с предком человека Homo erectus  сообщили исследователи журналистам.

Открытие было сделано во время раскопок в карьере на окраине экономической столицы Марокко Касабланки.

Это «способствует обогащению дебатов о появлении ашельцев в Африке», - сказал Абдеррахим Мохиб, соруководитель программы франко-марокканских предысторий Касабланки.

Раньше считалось, что ашельская промышленность по производству каменных орудий насчитывает в Марокко 700 000 лет назад. Открытия в карьере Томаса I, ставшие знаменитыми в 1969 году, когда в пещере была обнаружена половина нижней челюсти человека, означают, что ашельцы там почти вдвое старше.

Команда из 17 человек, стоявшая за открытием, включала марокканских, французских и итальянских исследователей, и их выводы основаны на изучении каменных орудий, извлеченных из этого места.

Марокканский археолог Абделуахед Бен-Нсер назвал эту новость «хронологическим откатом». Он сказал, что начало ашельского периода в Марокко сейчас близко к датам начала на юге и востоке Африки - 1,6 и 1,8 миллиона лет назад соответственно.

Раньше люди довольствовались более примитивными орудиями из гальки, известными как Олдоуэн, по названию местонахождения их восточноафриканского типа. Исследования на стоянке Касабланка проводились десятилетиями, и, по словам Мохиба, «были получены одни из самых богатых ашельских комплексов в Африке». «Это очень важно, потому что мы говорим о доисторическом времени, сложном периоде, по которому существует мало данных».

Мохиб сказал, что исследование также позволило засвидетельствовать «самое древнее присутствие в Марокко людей», которые были «вариантами Homo erectus ».

В 2017 году открытие пяти окаменелостей возрастом около 300000 лет в 100 км к западу от Марракеша в Джебель-Ирхуде перевернуло эволюционную науку, когда они были обозначены как Homo sapiens .

Марокканские окаменелости были намного старше, чем некоторые с аналогичными чертами лица, найденные в Омо-Кибиш в Эфиопии и датируемые примерно 195 000 лет назад.