Российские биологи открыли новый вид: миловидную родственницу гадюки с «ресничками»

Для этого им пришлось собрать целый террариум

Немного изменить отношение человека к ядовитым змеям поможет новый вид змей, обнаруженный российскими учеными в Таиланде. В одной из карстовых пещер они встретили там родственницу обычной гадюки из рода куфий, которую отличают от других сородичей маленькие чешуйки возле глаз, напоминающие ресницы.

Для этого им пришлось собрать целый террариум
Взрослый самец Trimeresurus ciliaris в естественной среде обитания. Фото: Николай Поярков.

Как сообщили «МК» в Российском научном фонде, столичные биологи из МГУ им. Ломоносова работали в Таиланде вместе с местными учеными и коллегами из Вьетнама.

В Юго-Восточной Азии широко распространены ядовитые змеи из рода куфий, на сегодняшний день ученым известно 46 видов, относящихся к этому роду. Не так давно в одной из карстовых пещер провинции Сатун ученые обнаружили новый вид, который назвали Trimeresurus ciliaris, что в переводе означает «реснитчатая куфия». Биологам удалось найти пять особей нового вида.

В длину он не превышает 40 сантиметров, обладает яркой красно-зеленой окраской, которая помогает змеям прятаться на поверхностях скал. Но название змея получила за главную свою отличительную черту – маленькие чешуйки возле глаз напоминающие ресницы. Благодаря им ее легко можно отличить по внешнему признакам от других сородичей.

Дело в том, что у других куфий над глазом, как правило, расположен один крупный щиток, образующий похожий на бровь козырек, что придает этим змеям довольно суровый вид. Но у реснитчатой куфии над глазами расположены многочисленные маленькие, слегка выступающие чешуйки.

Портреты реснитчатых куфий Trimeresurus ciliaris. Фото: Николай Поярков.

С ними змея выглядит скорее мило, чем устрашающе, — рассказывает кандидат биологических наук, доцент Николай Поярков.

И тем не менее, по словам ученого, новый вид ядовит, причем свойства его яда еще предстоит изучить, как и  естественный рацион питания куфий. Сейчас все отловленные «миловидные» особи находятся в специальном террариуме, где их кормят лягушками и мелкими гекконами.

Ученые уже успели изучить ДНК нового вида, который показал, что Trimeresurus ciliaris генетически значительно отличается от других родственных куфий.