"Кембрийский взрыв" связали с ослаблением магнитного поля Земли

В ходе исследований было обнаружено, что в Бразилии и ЮАР имеются доказательства того, что сила магнитного поля Земли была примерно в 30 раз слабее, чем текущие значения, в конце эдиакарской эпохи, около 590-560 миллионов лет назад. Это ослабление стимулировало резкое ускорение эволюции многоклеточной жизни в период "кембрийского взрыва", утверждают исследователи в статье, опубликованной в журнале Communications Earth & Environment.

Ранее считалось, что "кембрийский взрыв" был результатом резкого увеличения концентрации кислорода в атмосфере и воде в конце эдиакарской эпохи. Новые измерения свидетельствуют о том, что повышение уровня кислорода было связано с длительным периодом ослабления магнитного поля Земли, длившимся около 30 миллионов лет, как сообщается в исследовании.

Эти выводы сделала группа геологов из США, Китая и Южной Африки под руководством профессора Джона Тардуно из Рочестерского университета, изучая образцы пород, сформировавшихся в разные периоды протерозойской эры в различных частях мира. Ученые уже долгое время изучают изменения магнитного поля Земли с помощью образцов древних пород и измерения их остаточной намагниченности.

Последние открытия указывают на значительное ослабление магнитного поля Земли в конце эдиакарской эпохи перед "кембрийским взрывом". Профессор Тардуно и коллеги проверили эту гипотезу, измерив уровень намагниченности кристаллов магматических пород, сформировавшихся около 2 миллиардов лет назад на севере ЮАР и около 590 миллионов лет назад на юге Бразилии.

Исследования показали, что 2 миллиарда лет назад у Земли уже было сильное магнитное поле, сравнимое по силе с нынешним. Однако к концу эдиакарской эпохи у планеты было необычайно слабое магнитное поле, менее чем в 1,5 микротесла. Это значение примерно в 30 раз ниже текущей силы магнитного поля Земли (около 40 микротесла).

Исследования показывают, что это ослабление значительно ускорило выброс ионов водорода из атмосферы в космическое пространство под воздействием солнечных вспышек и солнечного ветра. Это привело к увеличению содержания кислорода в атмосфере, создавая благоприятные условия для зарождения и быстрого развития многоклеточной жизни.

"Кембрийский взрыв" отмечает период появления большинства современных групп и видов животных примерно 540-520 миллионов лет назад. В это время появились предки червей, насекомых, рыб и других позвоночных. Ученых давно интересует причина резкого ускорения эволюции многоклеточных существ в этот период времени.