Как сообщили в ИО РАН, результат получен в ходе экспедиции на научно-исследовательском судне «Академик Николай Страхов» в Баренцевом море в ноябре 2025 года. В ней кроме океанологов приняли участие специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова, Кольского научного центра РАН и Центра морских исследований МГУ.
Исследователи зафиксировали на полигонах у острова Колгуев и полуострова Канин крупные песчаные гряды высотой до восьми метров. В их образовании «виновны» гидрофизические процессы – переносы осадочного материала по поверхности дна в основном с юга на север.
Перемещения и изменения характеристик песчаных волн (гребнеобразных форм рельефа) могут представлять опасность для судов, – считают ученые. А в тех местах, откуда они мигрируют, возникает еще и опасность обнажения и повреждения подводных трубопроводов и кабелей.
Исследовали специалисты и зоны, где рождаются газовые «факелы», связанные с дегазацией донных осадков. Таких проявлений было много в Печорском море (акватории в юго-восточной части Баренцева моря). Поскольку газовые потоки, выделяющиеся со дна, могут ослаблять устойчивость осадочных пород, ученые отнесли их к числу потенциальных рисков при строительстве и эксплуатации объектов подводной инфраструктуры. К примеру, процессы дегазации уже привели к появлению 45-метровых микрократеров глубиной более пяти метров в районе полуострова Рыбачий.
Еще одним опасным явлением в Арктике была признана ледовая экзарация, или «вспахивание» земли ледником. Оно происходит в результате движения льда, который царапает, разрушает дно, вынося наружу камни, песок и глину. В результате вспахивания могут возникать уникальные формы рельефа: «бараньи лбы» – скалы, сложенные из выступающих на поверхность коренных пород, троги (глубокие прогибы земной коры) и шрамы (трещины) на скалах.
Полученные данные помогут дать более реалистичную оценку возможных рисков для судоходства, а также создать рекомендации по изучению экологии морского дна.