Получен ответ на вопрос: «Почему люди лысеют?»

Японские специалисты утверждают, будто им удалось идентифицировать ген, ответственный за потерю волос

Пока выводы подтверждены на мышах, но, по мнению ученых, в генном наборе людей «виновник облысения» также присутствует и его функции аналогичны.

Японские исследователи из Национального института генетики (National Institute of Genetics, Mishima) описали процессы, которые возникали в организме мышей с отсутствием гена Sox21. Мыши без гена Sox21 переживали циклический процесс полного облысения, а затем в течение нескольких дней - восстановления волосяного покрова.

Подопытные грызуны начинали терять шерсть уже на 11-й день жизни, начиная с головы и заканчивая участком кожи у хвоста. В период между 20-м и 25-м днями жизни грызуны лишались всего своего шерстяного покрова, включая усы. После полной потери волос у лабораторных мышей наблюдался повторный их рост, который также оканчивался тотальным выпадением.

Авторы изыскания выяснили, что ген Sox21 помогает регулировать процесс синтеза белка кератина - строительного материала волос. У мышей, лишенных этого гена, отмечался пониженный уровень кератина. Помимо того, генетически измененные мыши обладали увеличенными сальными железами вокруг волосяных фолликулов и более плотным слоем клеток кожи в период потери волос.

По мнению азиатских специалистов, полученные результаты говорят о том, что ген Sox21 является ведущим регулятором формирования волос, что может помочь осознать возможные причины различных типов облысения у человека.

"Ген Sox21 участвует в отборе стволовых клеток, участвующих в формировании наружного слоя кожного покрытия головы, - предполагает руководительница исследования профессор Юмико Сага (Yumiko Saga) из Лаборатории эволюции млекопитающих. - Нам удалось установить, что Sox21 присутствует также в волосяных кутикулах человека, поэтому именно он может быть ответственен за облысение людей".

Исследование было выполнено совместной группой сотрудников Медицинской школы токийского университета Кейо (Tokyo′s Keio University) и Национального института генетики в Японии. Подробный отчет о нем опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. В настоящий момент исследовательская группа изучает образцы кожного покрова, с тем, чтобы понять, как именно возобновляется рост волос.

Кстати говоря, ранее ученые уже выявляли ряд генов, связанных с предрасположенностью мужчин к облысению. В октябре прошлого года в авторитетном журнале "Nature Genetics" была напечатана статья, авторы которой объявили об обнаружении ряда генетических вариантов, связанных с мужским облысением.

На первичной стадии исследования Аксель Хиллмер из университета Бонна и его коллеги получили генные материалы 500 человек, находящихся на ранней стадии облысения и 500 человек без признаков утраты волос. Генетики выделили ориентировочный регион в геноме, который повышает риск облысения. Один из подозрительных регионов находился в цепочке ДНК около набора генов, которые раньше уже подозревались в провоцировании  облысения, другой ген находился в районе 20-й хромосомы и до того он был вне всяких подозрений. Все это увеличивало вероятность облысения у мужчин в семь раз.

Немцы исследовали распространенность этих генетических особенностей по всему миру и установили, что она реально соответствует распределению инцидентов облысения у людей.