Устройство для отбора "правильных" сперматозоидов

Простой лабораторный тест может выделить из спермы с поврежденной ДНК здоровые, функциональные сперматозоиды с 99-процентной точностью, утверждают исследователи

Для сортировки функциональной спермы от нефункциональной новый тест использует химреагент, обнаруженный в мембране человеческих яйцеклеток. Американское Управление по продовольствию и медикаментам уже одобрило новый тест для использования в рамках программы экстракорпорального оплодотворения (оплодотворение in vitro; ЭКО). Он может повысить вероятность успешной беременности на 20-30 процентов, уверяет ведущий разработчик, старший научный сотрудник кафедры акушерства, гинекологии и репродуктивных наук Йельского медицинского колледжа Габор Хасзер (Gabor Huszar).

Традиционные тесты на мужскую фертильность фокусируются на количестве сперматозоидов и насколько они мобильны. При естественном оплодотворении, объясняет Хасзер, сперма и яйцеклетка развивают на своих поверхностях, называемых рецепторами, структуры, необходимые для успешного «связывания».

"Сперматозоид и яйцеклетка всегда выбирают друг друга", - сказал он.

Но некоторые новые методы искусственного оплодотворения предполагают, что мужскую половую клетку выбирает врач, вводя единственный сперматозоид в яйцеклетку под микроскопом. Простое наблюдение за количеством спермы и средней ее подвижностью не может показать врачам, какой отдельный сперматозоид обладает неповрежденной ДНК и имеет хороший шанс на оплодотворение яйцеклетки. Неосмотрительно вводимая сперма низкого качества может привести к неудачному оплодотворению. Даже если оплодотворение и прошло успешно, генетические проблемы, которые несет сперма, могут привести к проблемам, связанным с развитием и к выкидышу.

Для отделения зерен от плевел, Хасзер и его команда используют вещество под названием гиалуроновая кислота. Эта кислота является важным компонентом мембраны, окружающей человеческие яйцеклетки, и сперматозоиды привязываются к ним, хотя и не всегда успешно.

Чтобы выяснить, является ли «здоровая» сперма также наиболее генетически нужной, исследователи воздействовали на образцы спермы 50 мужчин гиалуроновой кислотой и пятнали сперматозоиды с помощью реагента, который окрашивает нормальную (неповрежденную) ДНК зеленым цветом, а поврежденную - красным.

Спустя 15 минут исследователи осторожно отделили «здоровую» сперму от «нездоровой». Результаты поразили: более 99 процентов сперматозоидов, которые сцепились с яйцеклетками, были запятнаны зеленым цветом.

Это означает, что сперматозоиды, которые связаны с гиалуроновой кислоты были высокого качества — такого же высокого качества, когда сперматозоид выбирается яйцеклеткой человека в процессе естественного оплодотворения, сказал Хасзер.

"Это говорит нам о том, что устройство, которое мы разработали специально для отбора спермиев работает прекрасно", - сказал он.

Исследование опубликовано в новом выпуске «Журнала андрологии» («Journal of Andrology»).