Как и почему в черных дырах возникают сверхмощные струи

Ученые объяснили механизм того, как исходящие из черных дыр струи становятся мощнее, и почему они с течением времени сходят на нет

Активные галактики имеют яркий, а иногда и хаотический центральный регион, подпитываемый сверхмассивной черной дырой, которая в миллионы или миллиарды раз превышает массу нашего Солнца.

Астрономы НАСА и Массачусетского технологического института считают, что они нашли способ объяснения необозримого разнообразия струй, исходящих из черных дыр в некоторых активных галактиках.

Дэвид Гарофало (David Garofalo) и его коллеги изучили различные типы активных галактик: которые имеют мощные струи, которые имеют струи послабее, и те, которые не имеют никаких струй вообще.

Их модель показывает, что черные дыры, которые вращаются в направлении, противоположном вращающемуся вокруг них диску, могут создавать мощные струи. Эти системы имеют пустоту (провал) между черной дырой и диском, в которой могут формироваться мощные магнитные поля, помогающие эти струи приводить в активность.

Некоторые черные дыры вращаются в том же направлении, что и окружающие их диски, и не испускают никаких струй. Помимо того, черные дыры с течением времени будут видоизменяться и вращаться в другую сторону, создавая все более слабые струи, пока такой процесс с обратным вращением по отношению к диску не прекратиться полностью.

Такой сценарий может объяснить ученым, почему лишь 10% всех активных галактик имеют релятивисткие струи (струи плазмы), и как со временем эволюционируют активные галактики. Поскольку эти мощные взрывы вещества существенно влияют на окружающую галактику , и даже в некоторых случаях на скопление галактик, данное исследование прекрасно вписывается в общую картину того, что происходит во всекосмическом пространстве.

В заключение, надо сказать, что новое открытие напоминает о том, когда всего лишь пару десятилетий тому назад в одной модели объединили со сверхмассивной черной дырой широкий спектр различных типов активных галактик, замеченных в оптическом и радионаблюдениях. И, кто знает, быть может в отношении этих холодных и мощных объектов мы уже стоим на пороге другого похожего сдвига в наших представлениях о космосе.

Данное исследование доступно на arXiv.org.

Автор благодарит за бесценные научные консультации российского астронома из ИА РАН Н.Н.Чугая.