Спорный час

Россию нужно поделить по-иному

Подумать только: всего какие-то 60 минут, а сколько о них разговоров! Самый спорный час в году — тот самый, который то прибавляется, то отнимается на стыке зимы и лета. Накануне очередного такого события корреспонденту “МК” довелось услышать мнения нескольких специалистов.

Россию нужно поделить по-иному

В начале 1980-х, когда у нас стартовал зимне-летне-зимний перевод стрелок на один час, главным аргументом, которым потчевали граждан официальные инстанции, было уменьшение расходов электроэнергии. Ныне этот “плюс” оказывается уже не столь весомым.

— В ответ на наш запрос получена недавно справка из Минэнерго, — уточняет зам. директора Института географии РАН Аркадий Тишков. — Согласно ей, экономия энергии за счет сезонной корректировки времени составляет всего 0,1—0,3%. Куда важнее учитывать иные факторы. Лично я не сторонник этих регулярных переходов. Надо оставить “летнее” время.

— Не утихают споры по поводу влияния “перевода стрелок” на здоровье людей, — рассказывает главный научный сотрудник Института медико-биологических проблем Светлана Степанова. — Неоднократно высказывалось мнение, что такой “скачок времени” вызывает кратковременное состояние стресса, приводящее к нарушению сна, росту числа психических расстройств, производственных травм… Однако хочу подчеркнуть: научными исследованиями это достоверно все-таки не подтверждено.

— К сожалению, мы не располагаем статистикой по России, — продолжил тему доцент географического факультета МГУ Андрей Панин. — Однако есть последние данные, опубликованные в Великобритании. Там исследователи выяснили: при отказе от пресловутого “декретного часа” возрастает количество ДТП со смертельным исходом в сумеречное время на 100—140 случаев в год. И это от общего числа порядка 3 тысяч смертей на дорогах в этой стране. Зная, что у нас количество таких погибших раз в десять больше, можно приблизительно вычислить “цену вопроса” для России: до полутора тысяч спасенных человеческих жизней. И еще тысяч 15 избежавших травм и увечий в результате автомобильных ЧП.

Не обошлось и без обсуждения смежной проблемы — сокращения количества часовых поясов в России.

— Медики считают, что нельзя их делать меньше семи (а с учетом Калининградской области — даже восьми), — подчеркнула Светлана Степанова.

— В США вопрос о принадлежности к определенной часовой зоне решает население каждого округа. А у нас эта важнейшая и совсем неоднозначная проблема отдана на откуп административным инстанциям, — отметил Андрей Панин. — Коррективы в “местное время” в разных уголках страны вносили неоднократно, однако если до начала 1980-х этот процесс шел по рациональному пути, то в последующем получался какой-то “сюрреализм”. Например, в марте этого года при переходе на летнее время несколько субъектов Федерации перебрались в другие часовые зоны. В том числе перешли на московское время Удмуртия и Самарская область. В результате у нас окончательно исчез третий часовой пояс и образовалась разница между временем в Европейской части РФ и соседним с ней Уральским регионом в 2 часа. Столь большого градиента времени нет больше ни в одной густонаселенной части мира. И еще. Специалисты подсчитали, что после “присоединения к Москве” у жителей Ижевска и Самары стало приблизительно на 180 световых часов в году меньше, — радует ли подобный “уход в тень”?..

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру