Тонны часов, килограммы минут

Чтобы хронометр на башне показывал точное время, его надо раз в год остановить

Тонны часов, килограммы минут

Тонны часов, килограммы минут

Смотрите фотогалерею по теме

По нынешним временам процедура перевода часов “на зимний сезон” выполняется легким нажатием на кнопки управления электроникой. Щелк-щелк — и время сдвинулось на час назад: подвинулись в нужное положение стрелки, высветились соответствующие цифры табло… Однако есть в столице пара старых городских часов, которые по-прежнему переводятся вручную. Один из таких ретромеханизмов — знаменитые куранты Кремля. А вот другой раритет куда менее известен — это часы на башне Киевского вокзала.

Чтобы хронометр на башне показывал точное время, его надо раз в год остановить

Звякают по очереди замки в пяти дверцах, осталось позади более сотни ступенек узких лестничных маршей — путь к цели путешествия не самый простой. Зато здесь, на 55-метровой высоте, нас ожидает настоящий механический реликт. Над многометровой бездной башенного пространства перекинута площадка-мостик, на ней… Нет, точнее чем деревянной избушкой это не назовешь. Открывается дверь, и внутри виден “житель” — часовой механизм почти в тонну весом, изготовленный около 100 лет назад. На четыре стороны от него — к застекленным кругам циферблатов — тянутся тонкие стальные валы, вращающие стрелки, которые имеют очень внушительные размеры: минутная вымахала аж под метр семьдесят!

Репортеров “МК” провел на верхотуру вокзальной башни Абдулбари Невмянов — мастер, обслуживающий исполинское “часомерье”. Он заботится об уникальном хронометре уже более 10 лет. Работа не из легких. Старинный механизм приходится постоянно смазывать, регулировать и через день заводить, поднимая воротом 300-килограммовую чугунную гирю в шахте на несколько десятков метров.

Мастер Невмянов заводит вокзальные часы раз в два дня. фото: Михаил Ковалев

Часы Киевского — настоящая загадка. Вокзал у Дорогомиловской заставы строился в переломное для России время — с 1914 по 1918 гг. Поэтому немудрено, что “родословная” установленных на вокзальной башне часов в архивных документах не сохранилась.

— Даже название фирмы, которая изготовила этот механизм, неизвестно, — вынужден огорчить нас Невмянов. — А главное, нет схем, чертежей, руководства по эксплуатации… Секреты этой механики пришлось “вычислять” буквально по интуиции. Порой я на слух определяю, какие в шестеренках возникли проблемы… Часто приходится заниматься регулировкой — ведь на ход этих огромных часов влияет температура: на морозе они начинают спешить, а в жару, наоборот, отстают…

Как рассказал главный часовщик Киевского вокзала, перевод его “подшефных” часов на зимнее и на летнее время требует совершенно разных затрат труда. “Скачок” на час вперед выполнить сложнее: приходится отключать привод механизма и вручную “подкручивать” стрелки на одно деление циферблата. А вот процедура “добавки зимнего часа” не сулит мастеру больших хлопот.

Где еще найдешь минутную стрелку от часов длиной в рост человека? фото: Михаил Ковалев

— В два ночи воскресенья я просто отключу часовой механизм, остановив маятник, посижу здесь спокойно и запущу его вновь по прошествии ровно 60 минут. Конечно, в этот период по хронометру на башне Киевского вокзала невозможно будет узнать точное время, но иначе никак нельзя. Механизм старый, его надо максимально беречь, а если “крутить” часы назад, валы, шпонки, зубья шестерен могут не выдержать и в конце концов сломаться.

По словам Абдулбари Каримовича, несколько лет назад появилась идея заменить старую механику башенных часов Киевского на куда более удобную в обслуживании электронную систему. Однако мастер горой стал на защиту уникального хронометра.

— Эти часы могут послужить еще лет 50, ну а об их точности работы и исправности я позабочусь.

Тонны часов, килограммы минут

Тонны часов, килограммы минут

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру