Нестандартное образование

В 2011 году перечень вступительных экзаменов изменится. Но никто не знает, как

Ровно через месяц наши вузы переходят на новые образовательные стандарты – непрерывный специалитет уступит место бакалавриату и магистратуре. Между тем система высшего образования к столь радикальным реформам не готова, заявили в пятницу участники совместного заседания Учебно-методического объединения (УМО) и Ассоциации классических университетов России (АКУР)

В 2011 году перечень вступительных экзаменов изменится. Но никто не знает, как

30 декабря набор на традиционные российские программы подготовки специалистов прекратится. Высшее образование перейдет на новый образовательный стандарт. И это изменит всё. Массовая подготовка в специалитете сохранится разве что в МГУ им. Ломоносова с его индивидуальными программами. Прием в прочие вузы станет по-европейски уровневым – бакалавриат или магистратура. А, значит, изменится как перечень направлений подготовки и специальностей, так и списки вступительных экзаменов: новый-то набор пойдет на направления, которых прежде не существовало. Под них понадобятся и новые образовательные стандарты с программами. И много чего еще. Причем, если по-хорошему -- то прямо сейчас. Однако ничего этого нет и в помине.

По данным председателя Совета УМО, ректора МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего, «по состоянию на 22 ноября разработаны и утверждены лишь 75% стандартов образования для бакалавров, 80% -- для магистров и менее 1% -- для специалистов». Без этого вузы не могут разрабатывать свою часть программ – особенно, в отсутствие методической помощи (ранее ее осуществляло УМО, но несколько лет назад Минобрнауки лишило общественное объединение этой функции). И всё застопорилось. Впрочем, с утвержденными стандартами тоже беда. В одних вылезли ошибки – например, немыслимые нагрузки, заложенные в специальностях «Социальная работа» и «Бизнес-информатика». В других отсутствует преемственность с нынешними программами, из-за чего «уже начались проблемы: например, с отсрочками от армии. Получается, что по-старому готовить специалистов мы не хотим, а по-новому – не можем»,-- обрисовал складывающуюся ситуацию зампредседателя Совета УМО Игорь Котлобовский.

Есть, по его словам, и другие нерешенные вопросы. Так, «для реализации нового федерального образовательного государственного стандарта нужно новое оборудование. А за чей счет его покупать? Ответа нет. То же с изданием новых учебников и пособий. Как мотивировать написать их доцента с зарплатой в 13 тыс. рублей или профессора с зарплатой в 19 тыс. рублей?». В Европе, напомнил Котлобовский, «при переходе на новые стандарты выделялось дополнительное финансирование, сопоставимое с годовым бюджетом министерств образования». Мы, похоже, делать этого не собираемся. Но тогда «за европейским фасадом стандарта может остаться прежняя начинка»,-- предупредил он.

Как там выйдет с еврофасадом, судить преждевременно. А вот «начинка» – точно родимая, это уже ясно: ну где еще реформу могли начать с одновременной ломки системы высшего образования и ведомства, её проводящего? Между тем на финальной стадии перехода на новые образовательные стандарты произошло именно это. Летом 2010 года Минобрнауки претерпело слияние с Федеральным агентством по образованию. Поэтому, признал замдиректора министерского департамента профобразования Олег Орчаков, «пришлось перестраивать всю работу по согласованию стандартов, а со специалитетом процесс затянулся вовсе и действительно выглядит катастрофически». Уже очевидно: до конца года, как предполагалось вначале, новые стандарты не утвердят -- «подавляющее большинство» (то есть, не все) в лучшем случае будут подготовлены и утверждены лишь к концу января. А новый перечень вступительных экзаменов, тоже пока не готовый -- к 1 февраля, без особой уверенности пообещал Орчаков.

Таким образом, «хаос в подходе к новым образовательным стандартам вызван непоследовательной политикой последнего года в сфере образования»,-- констатировали участники обсуждения. А саму проблему федерального государственного образовательного стандарта, подытожил первый зампред комитета Госдумы по образованию Юрий Карабасов, «загнали в тупик, и удастся ли его до конца года оттуда вызволить, очень сомнительно». Впрочем, иначе, по его словам, и быть не могло: «Реформаторские замашки, не опирающиеся на образовательное сообщество, обречены на неуспех».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру