Сейчас в столичном метро используют вагоны 4 типов — серии “Е”, “полосатики” серии 81–717/714 (их большинство), вагоны “Яуза” (их меньше всего) и “Русичи”. Вентиляция в вагонах серии “Е” осуществляется через окно и через канальные вентиляторы. В “полосатиках”, упрощенно говоря, воздух поступает через вентиляционные щели в обшивке кузова, а в “Яузе” вентиляция принудительная — в потолке установлены вентиляторы в виде тарелок. Ну а “Русичи” оборудованы системами кондиционирования, вентиляции и обогрева воздуха (СКВО). Мы мерили температуру в вагонах всех типов.
Самые старые вагоны серии “Е” мы застали на “Пушкинской”. Температура в вагоне равнялась 33 градусам, на “Баррикадной” уже 34-м, а на подъезде к “Улице 1905 года” дошла до 34,5 градуса. Средняя температура на станциях, по официальным данным, в это время составляла 26 градусов.
В вагоне серии 81–717/714 температура на разных линиях в среднем колебалась от 28,5 до 30 градусов, в час пик на Кольцевой линии дошла до 31,5 градуса. В “Яузе” термометр и в “спокойное” время, и в час пик показывал в среднем 30–31,5 градуса. Современный “Русич” не особо порадовал — 29 градусов на “Арбатской” в 13.45, но в 17.45 на “Александровском саду” температура доходила до 32 градусов, а на откры тых станциях, например “Филях”, даже в “Русиче” температура была 34 градуса.
Самая низкая зафиксированная нами температура в вагонах метро составила 28 градусов.
Конечно, наши опыты с бытовым термометром не претендуют на научность. Да и по нормам температура в вагонах может быть выше, чем на станциях, на 4 градуса. Но тем не менее даже субъективные наблюдения приводят к грустным выводам — современные системы вентиляции от жары не гарантируют. Специалисты кивают на количество пассажиров — мол, слишком их много, воздуха не хватает. Остается ждать, когда в метро построят новые линии и пассажиропоток распределится по ним. Но до этого придется пережить еще много жарких лет.