Берегитесь отчима!

Отсутствие собеседника в трудную минуту может привести к суициду

Несчастье ребенка всегда страшнее несчастья взрослого. Потому что детство по определению должно быть беззаботным, радостным — горестей человек успеет вкусить позже, когда он уже закален и готов встретить их лицом к лицу.
Но жизнь жестока — и порой в детскую повседневность врываются такие беды и несчастья, которые и взрослым-то не снились.

А рядом — никого. Точнее, зачастую есть и мама, и папа, и разные учителя с воспитателями. Но либо им нет дела до ребенка, либо он сам не считает возможным делиться своими проблемами с ними. И вот тогда на помощь приходят они — невидимые голоса в телефонной трубке. Они называются консультантами детского телефона доверия.

Отсутствие собеседника в трудную минуту может привести к суициду

Об анонимной телефонной помощи детям, о ее методах и эффективности «МК» рассказала президент национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марина Егорова.

— Когда с ребенком случается беда, ему, как и любому человеку, необходимо выговориться, посоветоваться. К сожалению, в последнее время все чаще получается так, что ни с родителями, ни с учителями у детей нет должной близости — я уж не говорю о тех случаях, когда родители и учителя сами являются источником проблемы. Но иногда ребенку, особенно подросткам старшего возраста, просто-напросто легче поговорить с незнакомым человеком. Так же, как и взрослым, например, со случайным попутчиком, которого больше никогда не увидишь...

— Но одноразового разговора чаще всего недостаточно.

— Конечно. Мы всегда предлагаем ребенку звонить снова, когда ему это потребуется. Бывает, что консультант телефона доверия (профессиональный психолог) может попросить номер ребенка (мы называем его «собеседником») или телефоны кого-то из его родных, учителей и т.п. Например, если есть суицидальная угроза, консультанты стараются спасти ребенка, да он и сам хочет, чтоб его спасли, раз звонит. Иногда достаточно одного разговора, чтоб такое намерение исчезло. Иногда этого мало, в таких случаях консультант совместно с собеседником обсуждают план, по которому будут действовать. Подчас план этот сложный, в него включены другие специалисты, службы, близкие родственники.

ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК. После смерти мамы 10-летняя Лена пыталась продолжать жить больше двух месяцев. Ходила в школу, делала уроки. Только ни с кем не разговаривала — о чем было разговаривать? О маме? Но что могли понять про ее маму, такую нежную, такую прекрасную, Ленины подружки или учителя? Они ее в глаза-то всего несколько раз видели... А ни о чем другом Лене говорить не хотелось. Правда, у нее был папа, хороший, добрый, но папа сам так тосковал, что подойти к нему девочка не решалась. Поэтому она все время молчала и беседы вела лишь с самой мамой — по ночам, закрывшись с головой одеялом. Только этого было мало — Лене так хотелось увидеть мамочку хоть одним глазком! И в конце концов она решила отправиться к ней. И даже придумала, как — выйти ночью через чердак на крышу своего 12-этажного дома, шагнуть вперед и полететь... Но накануне этого полета Лена взяла и позвонила на детский телефон доверия. Зачем? Она сама не знает, зачем...

— Отец Лены не понимал, в какой степени травмировал ребенка тем, что отдалился от нее в своем переживании потери жены. Не понимал, насколько он нужен дочери. Это тоже своего рода жестокость по отношению к ребенку. Каждый из них страдал в одиночку, а надо было сопереживать, плакать вместе, так легче. Вот девочке и показалось, что рядом с ней нет никого близкого, а близкие ей так были нужны в это время! Поэтому она и собралась к маме... Лена категорически не захотела, чтобы мы связались с ее отцом, поэтому мы просто постарались стать ей друзьями. Девочке рассказывали о том, что мама видит ее, что для мамы страшнее всего, если дочка уйдет из жизни. Кроме того, мы постарались объяснить, что папа тоже очень переживает, папа не умеет справиться с горем, и ему нужна помощь дочери. Она регулярно нам звонила, мы были понимающей стороной, и в конце концов она от своего страшного намерения отказалась.

— А если б не отказалась? Может, надо было установить номер, с которого звонит ребенок, приехать, забрать ее, скажем, в какой-нибудь кризисный центр, пусть даже против воли?

— Устанавливать местонахождение по телефонному номеру — этого никогда не делается. Мы должны уважать желание ребенка. Иначе можно только навредить, и вообще такое поведение полностью уничтожает смысл телефона доверия, который предполагает полную анонимность.

— Но для помощи ребенку чаще всего мало просто душевного разговора — во многих случаях нужно вмешаться в ситуацию, принять меры, вызвать милицию, врача... Может ли консультант службы сделать это без согласия ребенка?

— Нет, не может. Ребенок звонит за разговором, ищет именно разговора. Он выбрал телефон доверия, а мог пойти в милицию, в школу и т.д. Бывает, что жалоба действительно требует подключения правоохранительных органов, тогда мы пытаемся уговорить собеседника. Если он боится, не хочет обращаться в милицию, то мы выясняем причину страха. И иногда этот страх вполне обоснован. Но в любом случае решение принимает сам ребенок. У нас бывали случаи, когда поначалу он отказывался от милиции, но в дальнейших беседах менял свое мнение, начинал понимать, что иначе нельзя, будет хуже. Но ему нужно было созреть для этого.

ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК. Самые страшные враги ребенка — ближние его. Физическое, в том числе сексуальное насилие чаще всего является делом рук кого-то из членов семьи. 13-летнюю Наташу отчим насиловал в течение трех лет, прежде чем она позвонила на телефон доверия. Три года жизнь Наташи делилась на черные и белые дни. Белые — когда мать оставалась дома и отчим в упор не замечал девочку. А черными днями, вернее, ночами были те, когда мать уходила на смену. Тогда отчим хлопал рюмку-другую и притягивал Наташу к себе... Она пробовала пожаловаться маме. Но мама только раскричалась в ответ: ты, мол, доча, просто не любишь отчима за то, что он тебя уроки делать заставляет, вот и хочешь разрушить нашу семью! После долгих раздумий Наташа решила, что ей ничего другого не остается, как уйти из дома.

— Изнасилования со стороны отчима, к сожалению, — не редкость, судя по числу таких звонков. Это очень сложный случай. Пострадавшие дети обычно уже делали попытки рассказать кому-то об этом, но взрослые, как правило, им не верили. В таких инцестных семьях матери часто подозревают неладное, но не хотят встречаться с этой правдой, лгут сами себе, чтоб сохранить семью, и, вместо того чтобы помочь детям, ругают и обвиняют их.

Мы нашли способ избежать общения Наташи с отчимом — предложили ей договориться с мамой, что, когда та на смене, девочка будет ночевать у бабушки. Мать охотно согласилась, не потребовала объяснений, видимо, это был компромисс, который всех устроил. Не понравился он только одному человеку — отчиму. Он настаивал, чтоб девочка ночевала дома. Тогда по нашему совету она рассказала ему, что позвонила на телефон доверия. И он сразу поутих, поняв, что информация может уйти и по другому каналу. Таким образом ситуация стабилизировалась.

— Но получается, что негодяй остался безнаказанным?

— Девочка в милицию идти была не готова. Может быть, это бы и не помогло. Главное, мы добились безопасности ребенка, а уж разоблачению негодяя и наказанию зла телефон доверия не всегда может способствовать — у нас другое назначение.

— А если ребенку нужна элементарная материальная помощь — его нужно накормить, ему не в чем ходить в школу? Вы можете предоставить такую помощь?

— В таких случаях мы получаем первый сигнал, а потом подключаем в помощь детям и семьям другие службы. На каждом телефоне доверия собрана информация о действующей детской инфраструктуре на данной территории (я имею в виду различные фонды, благотворительные организации), и пользуются ею в таких случаях. Иногда бывает надо поговорить с родителями, подсказать им, какую помощь и пособия они могут получать. Если семья такова, что с родителями говорить бесполезно, мы обращаемся в школу, к классному руководителю, руководителям кружков и т.п. И практически никогда никто не отмахивается, все включаются, стараются помочь.

— В каких случаях помощь телефона доверия наиболее эффективна?

— Во всех экстренных, кризисных состояниях. Когда надо быстро среагировать, а рядом никого нет. Это касается в первую очередь тех случаев, когда ребенок готов к самоубийству. Но существует также множество острых ситуаций, которые возникают с пьющими родителями — когда о детях забывают, и они оказываются брошенными на произвол судьбы.

ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК. Брат и сестра 7 и 8 лет третьи сутки сидели запертыми на кухне. Дело в общем-то для них было обычное: родители ушли в глубокий запой и потеряли всяческий интерес к сыну и дочке. Но если раньше малыши могли выйти из квартиры и подкормиться у сердобольных соседей, то на сей раз дверь на кухню, где их оставили, оказалась прочно заперта. Есть хотелось невыносимо — а холодильник был пуст, как душа алкоголика. Вместо туалета ребята приспособили трехлитровую банку... Они не знали толком, дома ли родители или ушли куда-то, они не стучали и не звали маму с папой — в таких семьях ждать помощи от родителей детям даже в голову не приходит.

...Выгребая хлебные крошки из школьного портфеля, который валялся тут же, на кухне, сестра натолкнулась на буклет, выданный в классе, — детский телефон доверия. И поспешила набрать указанный номер.

— Им было не так страшно, потому что они находились взаперти вдвоем. Мы стали выяснять, кто бы мог прийти в квартиру и помочь детям. Выяснилось, что у ребятишек есть тетя, которая хорошо к ним относится и «почти совсем не пьет». Девочка смогла вспомнить ее телефон. Мы посоветовали детям позвонить ей. Потом и сами ей перезвонили, удостоверились, что женщина адекватна и готова позаботиться о племянниках. Вскоре она действительно приехала к ним и открыла дверь.

— Откуда вообще дети, тем более такие маленькие, узнают номер телефона доверия?

— Бывает, что нам звонят даже 3-летние. Очень важно, чтоб была информация, а номер телефона доверия распространяют и в детсадах, и в школах, на всевозможных стендах, через телевидение, радио, газеты. С введением общероссийского единого номера, с сентября 2010 года число обращений возросло в 5–10 раз. Хотя после введения единого номера также осталось много прежних телефонов доверия. Все они государственные.

— С какими проблемами звонят чаще всего?

— На первом месте — отношения с родителями. С мамами-папами у детей больше всего непонимания и бед. На втором — проблемы со сверстниками, с учителями, сложности учебы. Для старших школьников большим несчастьем становится безответная любовь. Особая тема — подростковая беременность. Взрослая, серьезная проблема, а мамы не всегда понимают, что в этой ситуации девочке и так тяжело, ей не время слушать обвинения, ей надо помочь сначала. Прежде всего нужно решить, сохранять беременность или нет. Это надо делать вместе с ребенком, понять, что лучше, правильнее в конкретном случае сделать. Мы готовы разговаривать и с детьми, и с их родителями, являясь посредником, помогая им найти общий язык друг с другом.

Вообще наши консультанты готовы прийти на помощь в самых разных ситуациях. Вот, например, позвонила мама: дочку только что в лифте изнасиловали. Обе в шоке. Что делать, куда бежать — к врачу, в милицию? Как теперь выходить из квартиры — ведь это все в их же доме случилось? Мы подсказываем нужные номера телефонов, порядок действий, а также объясняем, как правильно себя вести с ребенком в эти первые часы, дни после случившегося, что говорить, чтоб проще было справиться со стрессом.

— Можно ли сказать, что пользователи детского телефона доверия в большинстве своем представители неблагополучных слоев населения?

— Никоим образом. Жестокое обращение встречается в любых классах, в любой среде, на самых разных уровнях общества.

ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК. До своего 14-летия Валера рос вундеркиндом. Учил три иностранных языка, занимался в музыкальной школе, по всем предметам имел твердые «пятерки». А потом все пошло наперекосяк: оценки, пусть несильно, но поехали вниз, а про свою скрипку Валера заявил маме, что для него это не музыкальный инструмент, а орудие пытки. Мама пришла в ужас. Сначала она водила Валеру по врачам и психологам, а когда все заявили, что здоровье мальчика в полном порядке, стала действовать жестко. Объявляла сыну, что он никчемный, ни на что не способный человек, что его нынешние «четверки» — признак идиотизма, а вовсе не оценки, означающие «хорошо». Желание же бросить музыку мама определяла исключительно как стремление поиздеваться над ней лично.

Валера позвонил на телефон доверия через два дня после того, как сбежал из дома. Грамотный и развитой мальчик, он поинтересовался, не могли бы его куда-нибудь определить на проживание — в приют или в интернат. Потому что домой, где его так ненавидят, он не вернется. Ни за что.

— Психологическое насилие порой не менее страшно, чем насилие физическое, и оно точно так же способно изуродовать ребенка. Особенно тонкого, чувствительного — если его унижают, если обесценивают его достижения, неправомерно лишают чего-то, заставляют заниматься нелюбимым делом. В таких случаях дети обычно готовы, чтоб мы поговорили с их родителями. И родители чаще всего идут на контакт, ведь они тоже измучены этим конфликтом. Мы говорим с обеими сторонами и прежде всего выясняем, почему маме так важно, чтоб он занимался тем-то и тем-то? Что за этим стоит? О чем она так беспокоится на самом деле? О его будущем, устраивает его жизнь, хочет развивать, боится улицы, наркотиков? Либо реализует за счет ребенка собственные комплексы? Надо ее понять. А потом попытаться найти другой способ снять тревогу и учесть при этом интересы ребенка так, чтобы не принуждать его.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру