Регистрация в глубоком пике

Корреспонденты сайта «АвтоВзгляд» выясняли, как в Спецгостехнадзоре Москвы издеваются над владельцами самоходных машин

«МК» и сайт avtovzglyad.ru уже не раз писали о госструктуре, занимающейся постановкой на учет квадроциклов, снегоходов, тракторов и прочей самоходной техники. Практика московского Спецгостехнадзора такова, что действо под названием «постановка техники на учет» больше походит на издевательство, нежели на цивилизованную попытку узаконить обладание самоходной машиной. И если после наших публикаций появились хоть какие-то проблески надежды по избавлению ведомства от бардака, то стоило газетной шумихе утихнуть, как все вернулось на круги своя...

Корреспонденты сайта «АвтоВзгляд» выясняли, как в Спецгостехнадзоре Москвы издеваются над владельцами самоходных машин

Материал «А нам надзирать!», опубликованный в августе 2011 года, позволил приструнить не в меру зарвавшихся чиновников от Гостехнадзора. В частности, мы рассказывали о том, что гражданам втюхивают талончики техосмотра с истекшим сроком годности, необоснованно долго ставят технику на учет, требуют зачастую документы, которых по закону у граждан может и не быть. Уже на следующий день после выхода статьи «лобовички» с душком изъяли из оборота, а по свидетельству владельцев техники и ощутимо уменьшились сроки регистрации. Жаль, но перемены к лучшему оказались явлением временным.

На днях в редакцию обратился владелец одной из столичных фирм, посетовавший на то, что по вине инспекторов Мосгостехнадзора он имел бледный вид и грустные глаза, общаясь с сотрудниками ДПС. Для постановки на учет купленного с рук вилочного погрузчика бизнесмен на эвакуаторе пригнал его к инспекции Гостехнадзора. Работники сей организации сверили номера, приняли пакет документов и велели приезжать за номерами и свидетельством о регистрации через пять дней. Естественно, у владельца кара родился резонный вопрос: «А чего так долго?! В ГАИ максимум документы два часа гуляют по рукам сотрудников, а у вас тут целую рабочую неделю! И как мне без документов погрузчик по дорогам возить?» Инспектора Гостехнадзора лишь развели руками, дескать, ничем помочь не можем — регламент у нас такой...

На свой страх и риск владелец погрузчика повез технику на базу. Без документов. На посту ДПС эвакуатор с каром на хребте, как и следовало ожидать, остановили и поместили погрузчик без документов на спецстоянку. Да и как могло быть иначе? Ведь даже бумаг, подтверждающих, что такой-то перечень документов взят у гражданина для постановки техники на учет, выдано не было. Кстати, если горе-регистраторы за эти пять дней умудрятся потерять документы, доказать, что они вообще были у них, практически невозможно. Короче говоря, корреспонденты портала «АвтоВзгляд» решили еще раз посетить подразделения Спецгостехнадзора Москвы. С инспекцией, так сказать...

Вас здесь не ждут

Инспекция Гостехнадзора по Восточному и Юго-Восточному округам Москвы расположилась на Бойцовой улице. Пытаемся попасть в подъезд жилого дома, часть первого этажа которого оккупировали технадзорщики. Домофон с многообещающей надписью Гостехнадзор ВАО–ЮВАО «не алле». Минут пятнадцать—двадцать давали дуба на 18-градусном морозе в ожидании, когда хоть кто-нибудь выйдет из подъезда и откроет нам дверь... Ура, прорвались! Сразу бросаются в глаза скотские условия приема населения. Маленькому помещеньицу давным-давно требуется ремонт: штукатурка лохмотьями сыплется на голову со стен и потолка; проводка, что спагетти, висит и тут и там, щитки с обнаженными проводами открыты настежь. На всю инспекцию, где порой единовременно скапливается до пятнадцати, а то и двадцати человек, всего два истертых до дыр стула. Дальше — больше. Ссылаясь на свой регламент, сотрудники Гостехнадзора по ВАО и ЮВАО далеко не всем гражданам готовы выдать номера в день обращения. Известная и, заметим, коррупционноемкая песня, мол, до пяти дней имеем право тянуть. Хотя довольно странно, что госучреждение, занимающееся регистрацией техники, само сочиняет правила игры с населением. ГИБДД, к примеру, работает по Административному регламенту, утвержденному Правительством РФ. Порядка в этом ведомстве куда больше. Вспомнить, сколько перьев журналисты исписали о страшном беспределе в МОТОТРЭРах. Но как только гаишники стали работать по Административному регламенту, акулам пера даже из пальца не высосать негатива на мототрэрных регистраторов.

Но вернемся в Гостехнадзор на Бойцовую улицу. Как мы уже сказали, получить номера в день обращения редко у кого получается: то начальника, обладающего правом подписи, нет; то работы много; то база зависла; то марки квадроцикла (снегохода, трактора, погрузчика) в этой самой базе нет, а вносить наименование в нее — песня долгая и возможная при условии, что гражданин представит бумагу под названием «Тип одобрения транспортного средства» или «Сертификат соответствия». Невольно возникает вопрос, соответствует ли занимаемой должности начальник Гостехнадзора по ВАО и ЮВАО (командует здесь некто г-н Башлыков), не способный создать элементарные условия приема населения? Чтобы поставить еще пару стульев без дырок, особого таланта не надо. Починить сломанный домофон — тоже святая обязанность начальника. Да и дать людям возможность поставить технику на учет в день обращения — головная боль руководства.

В общем, явно Гостехнадзор на Бойцовой улице работает не для людей. Наблюдали лично: практически с каким бы вопросом граждане ни обращались к инспекторам, получали ответы со стандартной формулировкой: вон на стене бумажка висит, там все написано. Однако бумажки, висящие на стене, содержат грубейшие ошибки. К примеру, если какая-нибудь фирма захочет поставить, скажем, погрузчик на учет и будет собирать документы по тому перечню документов, что «опубликован» на стене, то железобетонно получит от ворот поворот. Например, требуется заявление с отметкой из военкомата (человек поедет, отстоит очередь и узнает, что за отметками к военным приходить давным-давно не нужно). Еще просят копию паспорта самоходной машины (это вы потом от хама-инспектора узнаете, что не тем местом читали — нужен еще оригинал ПСМ, но об этом в списке ни слова). Но даже если вы проявите чудеса эрудиции и возьмете помимо копий еще и оригиналы документов, вас все равно развернут, потребовав нотариально заверенные учредительные документы...

Едем в Гостехнадзор ЦАО на ул. Стромынка. Здесь хотя бы потрудились над созданием человеческих условий приема людей: есть и столы и стулья... Да и общаются значительно корректнее. Вот, правда, со сроками постановки все тот же косяк — делают максимально возможные пять дней. А еще на прошлой неделе напрочь закончились талоны техосмотра и... номерные знаки! К Новому году многие купили технику для активного отдыха и хотели ее увезти кто за границу, кто в другую область, чтобы оторваться на праздниках по полной. Но благодаря стараниям ответственных лиц от Гостехнадзора Москвы, ответственных за наличие в подразделениях спецпродукции, сотни людей не могут законно эксплуатировать свою технику. Как нам стало известно позже, дефицит, а правильнее сказать — полное отсутствие номеров и талонов ГТО под конец года наблюдалось не только в Центральном округе...

Еще на наших глазах развернулся нешуточный конфликт посетителя с инспектором. Продвинутый соискатель номеров зашел на сайт столичного Гостехнадзора, нашел реквизиты для оплаты госпошлины, распечатал, проплатил...

— К сожалению, я не могу принять у вас эту платежку, — заявил инспектор. — Вы эти 1500 рублей по старым реквизитам отправили.

Полторы тысячи — деньги немалые. Вернуть их теперь практически невозможно, да и с точки зрения трудозатрат неразумно. Но само по себе возмутительно, что на официальном сайте организации висят давным-давно «протухшие» расчетные счета, БИК, КБК и что там еще обычно меняют... Прямо какая-то финансовая пирамида, а не государственная структура.

Инспекция Южного и Юго-Западного округов столицы (там же обслуживают присоединенные территории Троицкого и Новомосковского округов), что на Варшавском шоссе, порадовала своим отношением к людям: нет проблем с домофоном, на все вопросы сотрудники отвечали культурно, а не тыкали в стенку с листами, да и с номерами все выходили максимум через два часа, а не через пресловутые пять дней. Такая же ситуация и в отделе Гостехнадзора Северо-Западного и Западного округов. И скорость работы, и вежливость, и попытки пойти навстречу людям выше всяческих похвал. Также можно отметить неплохое отношение к людям в инспекциях Северного и Северо-Восточного округов. Общаются культурно, помогают заполнять заявления. Хотя делают номера не поспешая. Да и присесть посетителям особо негде: в Северо-Восточном округе нет даже раскладной табуретки.

Изжившая себя система

Ну а если абстрагироваться от частностей в виде проверки работоспособности отделов Гостехнадзора Москвы и посмотреть на картину в целом, становится понятно, что данная структура нуждается как минимум в серьезной модернизации, а как максимум — ликвидации. Судите сами: еще в ноябре во многих округах закончились талоны ГТО — и их не выдавали и не выдают на технику, работающую на закрытых территориях. Впрочем, и сама система выдачи талонов давно себя изжила: ну разве можно судить о техническом состоянии квадроцикла или снегохода на основании совпадения номеров на раме и движке с теми, что указаны в документах? А между тем все именно так и происходит — пригнал снегоход на осмотр в Гостехнадзор, инспектор посмотрел, что это снегоход, а не пропеллерный самолет, убедился в соответствии выбитых на узлах цифр с написанными в документах — и бинго (талон техосмотра) на руки. Интересно, а несоответствие одной цифры в раме будет означать неисправность тормозной системы в целом? Если уж нет оборудования, с помощью коего можно объективно установить, исправна и безопасна техника или же нет, то зачем весь этот цирк?

Точно такая же ситуация и с правами тракториста-машиниста. Не так давно Гостехнадзор напридумывал кучу различных и, главное, не нужных подкатегорий в категорию «А». Самый смех в первых двух подкатегориях: АI — это внедорожные мототранспортные средства (снегоходы и квадроциклы), а АII — внедорожные мототранспортные средства с разрешенной максимальной массой до 3500 кг и с количеством посадочных мест до 8 человек. Под определение, написанное в АII, подходит любой снегоход и квадроцикл из АI, ведь весит он до 3,5 тонны и посадить туда можно два, ну максимум три человека. Видимо, когда в недрах Гостехнадзора сочиняли этот бред, правая рука явно не подозревала, что творит левая. А европейцы вообще на смех поднимают наши тракторные права. Во всех цивилизованных странах, чтобы легально управлять квадриком или снегоходом, его владельцу достаточно иметь автомобильные права на мотоцикл или легковушку.

Так, может быть, стоит, чтобы ликвидировать весь этот бардак, передать полномочия Гостехнадзора по регистрации самоходной техники и выдаче прав под крыло ГИБДД? Глядишь, и скорость постановки на учет возрастет в разы, и управу на откровенных хамов будет легче найти.

Когда материал готовился к печати, стало известно, что в ряде подразделений Гостехнадзора после визита корреспондентов «МК» и сайта «АвтоВзгляд» был- таки проведен косметический ремонт. Но вот номерных знаков и талонов ГТО не прибавилось...

НАШ ЭКСПЕРТ

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, депутат, лидер движения «Гражданская инициатива московских депутатов», почетный адвокат России:

— Безусловно, забрать у человека документы на срок до 5 дней и при этом не дать ничего взамен не есть хорошо. К примеру, когда люди покупают или продают недвижимость, органы, занимающиеся регистрацией, выдают им особую бумагу, причем это не просто какая-то справка с печатью, а опись взятых на регистрацию документов. Спецгостехнадзору, если эта структура не в состоянии ставить технику на учет за несколько часов, следовало бы гражданам выдавать точно такую же опись. Ведь если документы пропадут за эти пять дней, то человек хотя бы сможет доказать, что бумаги пропали именно у регистраторов, а не где-то еще.

Если посмотреть на проблему чуточку шире, то можно в ней разглядеть посягательство Спецгостехнадзора на Конституцию РФ, часть 3-я статьи 55 которой говорит о том, что права и свободы гражданина могут быть ограничены в исключительных случаях и только федеральным законом. Длительная регистрация самоходных средств — не что иное, как временное выбытие собственности из пользования. Да, прав собственности инспекторы не лишили, но и возможности пользоваться техникой не дают. Кстати, не лишним было бы проверить, зарегистрирован ли регламент, по которому они работают, в Минюсте РФ...

АВТОПОДСКАЗКА НЕДЕЛИ

Если замерз очиститель стекол, накройте капот машины куском полиэтилена — как только мотор прогреется, «незамерзайка» отойдет быстрее.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру