«Прорывной проект» глазами пассажира

Корреспондент «МК» испытал на себе всю прелесть SSJ-100

С гордостью российского авиастроения — SSJ-100 — я познакомилась в прошлом году — тогда мне часто приходилось летать в ближнее зарубежье. Сразу оговорюсь, что из всех заявленных крупнейшей российской авиакомпанией полетов на SSJ-100 для меня неудачным был только один... Остальным просто не суждено было сбыться — новинку меняли на более надежные машины.

Корреспондент «МК» испытал на себе всю прелесть SSJ-100
В этом аэропорту корреспондент «МК» 12 часов ждал вылета SSJ-100. Но улетел в итоге на другом самолете.

— «Суперджет» не экономичный, но в принципе хороший самолет. До Литвы расстояние небольшое. Взлетно-посадочная полоса в Вильнюсе прекрасная. Не бойся, — уговаривали весной мои знакомые перед поездкой, когда я выбирала авиакомпанию. Действительно, удобное время, летит всего полтора часа. Но что-то меня остановило — в итоге билет был куплен на другой рейс...

Чуть позже я поняла, что поступила правильно. Так получилось, что, сев в свое кресло и застегнув ремни, я развернула свежий номер газеты. И, к своему ужасу, на первой полосе я обнаружила материал об авиакатастрофе SSJ-100 в Джакарте... Подозреваю, что со мной бы случилась настоящая истерика, купи я билет на «Суперджет», а не на «Боинг».

Уже через несколько недель предстоял еще один полет по этому же маршруту. Мне бы, как и в прошлый раз, полететь «Боингом», но у коллеги, с которым я летела, был заранее куплен билет на SSJ-100... Постоянно убеждая друг друга, что бомба в одну воронку не падает, мы подошли к стойке регистрации аэропорта.

— Да не бойтесь вы так, все равно летит «Эйрбас». Заменили, — сообщила работник аэропорта.

— Это как-то связано с авиакатастрофой в Джакарте? — поинтересовались мы и, получив утвердительный ответ, успокоились.

Однако заменили самолет скорее всего не из-за авиакатастрофы в Индонезии. Как выяснилось, в Литве, куда мы следовали, с новинкой авиапрома произошло ЧП. У SSJ-100, который должен был лететь в Москву, произошел сбой в электронике. Самолет пытались быстренько «перезагрузить», но ничего не вышло. Пассажиры вылетели только через три часа.

Потом я еще раз воспользовалась услугами российской авиакомпании, и снова была замена SSJ-100 на «Эйрбас». Позже мне объяснили, что использовать SSJ-100 не очень выгодно, поэтому пока он простаивает в ангаре, вместо него летают более экономичные лайнеры.

■ ■ ■

И все-таки я на нем летала. И жалею об этом до сих пор.

Поздно вечером 11 декабря я приехала в московский аэропорт. Зарегистрировавшись, пройдя паспортный контроль, я подбежала к гейту и протянула посадочный талон.

— Не торопитесь. Ваш рейс задерживается на пять часов. Возьмите ваучеры на еду... Технические неполадки... — сообщила милая девушка.

— Как? Почему?

— Говорят, шасси поломались, — вступил в разговор мой друг по несчастью, такой же пассажир SSJ-100.

В Вильнюсе я должна была быть около 23.00. А приземлилась только в 4 часа утра. Что произошло с SSJ-100 на самом деле, нам так и не рассказали.

Но обратная дорога оказалась еще хуже.

— Почему вы не хотите лететь «ATR’ом»? Отличный самолет, и вылет в то же время, что и у SSJ-100, — удивлялась девушка в вильнюсском турагентстве, где я приобретала билет обратно.

— На ATR страшно — болтает в разные стороны. Как на табуретке.

— Ну и зря. Когда извергался вулкан в Исландии, летали только эти самолеты. Они очень надежные, планируют если что...

Если бы знала та девушка из турагентства, которая все-таки продала мне билет на SSJ-100, как она была права.

20 декабря в три часа ночи я была в аэропорту города Вильнюса. Пройдя все процедуры, я села у окна, за которым, рассекая черное небо, приземлялись и взлетали белоснежные самолеты... Романтика.

За 30 минут до взлета началась движуха. Всех пассажиров погрузили в автобус и отвезли к самолету. «Ого, какой красавец этот «Суперджет», — мелькнуло в голове при виде стальной аккуратной машины. Очень хотелось побыстрее оказаться внутри, закрыть глаза и немного поспать. Но двери водитель автобуса открывать не спешил. Прошло еще 10 минут — безрезультатно. Из автобуса мы видели, как к самолету стали быстро подъезжать служебные машины аэропорта, забегали люди. По трапу поднялся командир воздушного судна. В кабине и салоне зажегся свет. Еще через 10 минут он погас. Потом снова зажегся... Некоторые пассажиры принялись снимать это действо на видеокамеры своих мобильных телефонов. Через полчаса автобус завелся и вернул нас в аэропорт.

В аэропорту нам сообщили, что рейс по техническим причинам отложен до 6.00. Через час на табло высветилось: «Задержка рейса до 7.00». В 8.00 нам стали выдавать ваучеры... Потом еще ваучеры. За окном стало совсем светло. Лайнеры все так же садились и взмывали вверх... А мы ждали, когда же нас отвезут к нашему «Суперджету».

Через пять часов ожидания нам сообщили, что рейс отменен.

— Сейчас вы должны спуститься вниз, забрать свой багаж и найти представителей авиакомпании. Вопросы по перелету и насчет компенсаций к ним, — отчеканила работница аэропорта.

— Скажите, это обычная ситуация или только с SSJ-100? — спросила я у этой девушки.

— Честно? Если и бывают проблемы, то, как правило, с SSJ-100... — неохотно ответила она.

Через несколько часов выяснилось, что пассажиры SSJ-100, у кого конечная точка Москва, полетят самолетом другой российской авиакомпании. Время рейса — 17.20.

И вот спустя 12 часов я опять у окна, за которым снова ночь. В аэропорту постепенно зажигается искусственный свет. А у выхода нас ждет автобус, который через считанные минуты отвезет меня к до боли знакомому «Эйрбасу»... Тогда я решила, что больше никогда не буду пользоваться услугами SSJ-100. Это действительно неэкономно. Три часа, которые я должна была потратить на перелет туда-обратно, мне обошлись в 17 часов ожидания...

Знакомый пилот, который в курсе ситуации, выслушав мою историю, ничему не удивился.

— Не было еще ни одного рейса SSJ-100 без ЧП и эксцессов. И это неудивительно. Вообще новые самолеты сначала обкатывают — во время эксплуатации у новой машины неизбежны мелкие поломки, недочеты... И только потом людей на них возят. А у нас на людях обкатывают. Ну что с них взять, с менеджеров?