"МК" выяснил, почему российские школьники оказались умнее финских

Наша школа все ближе к международным требованиям

18.03.2013 в 16:06, просмотров: 3238

Знания российских школьников не ругает сейчас только ленивый: дети, дескать, и не знают элементарных вещей, и сажают жуткие ошибки. Между тем, наши показатели в международных исследованиях качества среднего образования год от года растут, напомнил накануне глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. Можно подумать, что тестировали каких-то других детей.

Действительно, по последним данным международных исследований PIRLS (качество чтения и понимания текста среди четвероклассников) и TIMSS (математические способности и естественнонаучные знания) российские школьники прочно входят в первую десятку, а то и в пятерку мировых лидеров.

Особенно радуют результаты PIRLS, в соответствии с которыми наши ребята заняли 2-е место в мире, пропустив вперед только Гонконг. Даже Финляндия с ее «образовательным чудом» оказалась на 3-м месте, США на 6-м, а Англия и вовсе на 11-м. Это очень приятно. Но еще важнее -- положительная динамика, которую за несколько лет исследований показали ребята 4-х и 8-х классов, подчеркнул Дмитрий Ливанов. До сих пор период с 4-го по 8-й класс характеризовался снижением результатов. А нынешние позитивные итоги свидетельствуют, что система образования в России находится на хорошем уровне и, уж во всяком случае, соответствует международным стандартам.

-- Удивительно слышать разговоры о том, что у наших ребят пропала читательская грамотность и т.д., -- поделился с «МК» директор Московского центра качества образования Алексей Рытов. — Последние данные международных исследований свидетельствуют о том, что мы очень неплохо выглядим на мировом уровне, причем позитивные тенденции нарастают. А в Москве результаты еще выше: мы опережаем Россию на 7-8%.

Правда, с возрастом тяга школьника к знаниям, а с ней и показатели снижаются. Доказательство тому - исследования PISA, оценивающие функциональную грамотность учащихся 15-летнего возраста в области чтения, математики и естествознания, а, главное, определяющие способности учащихся к адаптации в современном обществе. Другими словами, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях, и особенно на стыке разных предметных областей. Другая проблема – серьезный разрыв между сильными и слабыми средними учебными заведениями. Причем до сих пор он лишь углублялся -- в том числе, с помощью многочисленных программ государственной поддержки лидеров. Не удивительно, что те же показатели PIRLS и TIMSS свидетельствуют: в России больше, чем в какой бы то ни было развитой стране не только хороших и отличных ответов, но и детей с плохими результатами. К примеру, по математике их 20%, причем не только у восьмиклассников, но даже у четвероклассников.